О божественных тайнах и о духовной жизни

Беседа 13

О воспитании внутреннего человека.

1. По мере приближения человека к познанию истины он становится менее подвержен действию чувств и постоянно движется к рассудительному молчанию.1 А по мере приближения его к образу жизни мира сего в служении своем приобретает он горячность и возбуждение чувств.

2. Образ бытия и поведение жизни сей способствует деятельности чувств, а образ грядущей жизни> - духовной деятельности. И когда бы ни удостоился человек этого знания, члены его внезапно ослабевают, и ниспадают на него безмолвие и тишина; ибо прекращается в поведении новой жизни всякое пользование чувствами. Поскольку даже в сем мире не выносят чувства встречи с этой тайной, - хотя, словно в некоем сне, прекращают они свою деятельность в минуту покаяния, даже несмотря на то, что не они встречают тайну>, а внутренний человек, - да дарует тебе Бог познать силу будущего века,2 и ты уже здесь прекратишь всякое участие в настоящей жизни.3

1 Сир. (etqa d-purana - букв. "молчание различения", "молчание рассудительности". Вар. "гробовое молчание". ^

2 Евр.6:5. ^

3 Букв. "всякое пользование настоящей жизнью". ^

Беседа 14

Того же мар Исаака. Главы о молитве и ее внешних формах.1

1. Вкратце темы настоящего слова суть следующие>. О том, что нельзя нам, следуя> ошибочным мнениям,2 отказываться от телесных трудов и благоговейных внешних форм, которые соответствуют молитве, даже если бы мы достигли вершины нашего духовного восхождения.3 Я имею в виду определенное время> стояния на богослужении, внешние телесные поклоны, и так далее.

2. И о том, от каких великих зол спасает нас псалмопение.4 И о том, что, когда по временам удостаиваемся мы дара чистоты молитвы и заключающегося в ней разумного видения, которое суть духовные прозрения, исполнением службы и всего чина правил должны мы считать это.

3. И о тех, кто пренебрегает почтительными внешними формами, страхом Божиим> и благоговением, которые следует показывать в молитве:5 каким бедствиям подвергаются эти люди> в состоянии> богооставленности.6 А также о других темах.

4. Есть четыре вида изменения всякой существующей деятельности, характерные> для всех лиц, какой бы меры они ни достигли>.7 Бывает изменение деятельности благодаря похвальной мудрой рассудительности и с богоугодным сознанием, но бывает и из-за искаженного разумения, расслабления и безумного сознания;8 бывает оно под давлением принуждающих причин и неизбежных обстоятельств; бывает, наконец, и под действием божественного милосердия.

5. Это также относится> к досточудному иноческому жительству.