О божественных тайнах и о духовной жизни

26. Если кто-либо не верит этому, пусть испробует на себе, возможно ли человеку, не нарушая> мира, вставать с места пятьдесят раз в день - не говоря уже о ста или двухстах - так, чтобы он оставался невозмущенным внутри себя и чтобы молитва его была мирной, и чтобы исполнял он при этом также службу свою и положенные чтения из Писания>,64 которые составляют значительную часть молитвы - и все это> без возмущения; сможет ли он выполнять это в течение недели, не говоря уже обо всех днях его жизни?

27.

Такое обычно появляется и остается в течение многих часов, когда человек> лежит простершись на лице в одном из тех состояний> изменения, которые суть дар чистоты молитвы и наслаждения ею. Иногда такое случается> когда человек стоит, или когда он на коленях. Такие вещи считаются у Отцов> чистотой молитвы, а не восхищением ума. Последнее есть всеобъемлющий дар и совокупность всех состояний, которые доступны совершенным мужам.65 Эти состояния> случаются не только с мужами преуспевшими66 в прочие часы молитвы, но и со всеми> молящимися. Это естественные дарования>, соответствующие усердию и бдительности; напротив, то дарование>67 является сверхъестественным.

28. Такие вещи>, как озарение мыслей,68 точное понимание стихов Писания> и подобные, являются веревкой для ума святых в час молитвы и службы: ибо при помощи их от пустого блуждания69 удерживается ум и приближается к Богу. Ибо без них нет другого похвального средства для ума освободиться от внешних помыслов и собраться внутрь себя на службе и на молитве - если, конечно, мы не следуем> тем, кто учит, что мы должны оставить божественное размышление70 и точное исследование смысла71 стихов, и кто позволяет> разуму своему блуждать в фантазиях, так, как если бы они имели доступ к чему-то большему, чем то, что возможно для мирян.

29. Но у многих отсутствует и в немногих обретается то, что требует безмолвия, великого трезвения и чистоты разума, а именно> то, что вызывает озарение помыслов в час молитвы благодаря устремленности к божественным тайнам.72 Воображение же разума и добровольное сочетание помысла73 с каким-либо образом или фантазией есть то, что достижимо даже для мирянина: для этого не нужна ни чистота, ни безмолвие, ни пустынножительство. Для чего же тогда трудность отшельничества, удаление от мира и озарение помыслов в час молитвы? Неужели тщетно мы подвизаемся и бесцельно трудимся, если мирянин, живущий в миру и имеющий жену и детей,74 может совершать все это, когда захочет? Неужели надежда наша не простирается> далее этого?

30. Истинное видение Иисуса Христа, Господа нашего, заключается в том>, чтобы постичь силу домостроительства Его по отношению к нам и опьянеть от любви к Нему благодаря прозрениям в те многие дивные вещи, которые связаны с этим видением>.

31. Служба псалмов есть закон, который порабощает душу смирению, свойственному подчиненным.75

32. В законе этом есть свобода, и в свободе есть закон. Некоторые испытываются и побеждают благодаря закону, другие же - благодаря свободе от него.

33. В свободе, как говорят, человек достигает большего преуспеяния, чем подчиняясь закону. Однако многие ошибочные пути весьма часто вытекают из свободы; многие виды падения таятся в ней. А с законом никто не сбивается с пути: те, кто сохраняет себя в узде его, могут подвергнуться падению в том случае, если они прежде всего оставили его и пренебрегли им. Поэтому древние святые, которые совершили свой путь не сбившись с него, подчиняли себя закону. Многие, однако, оставив законные пределы, прибавили к своей деятельности76 то, что сверх закона, но их дополнительный труд, который вне закона, не воспрепятствовал им впасть в руки демонов. Никто не сможет оспаривать это, ибо, словно лучи солнца, воссияли рассказы об этих мужах> для нашего научения.77

34. Есть закон свободы, и есть закон рабов. Рабский закон - это когда говорят: "Я вычитаю столько-то псалмов за каждой службой и такое-то количество их на каждой молитве". Такой человек> находится под ярмом во все свои дни, без изменения: не может он ничего изменить, так как связан необходимостью в молитве и службе детально следовать тому, что он установил для себя, то есть строго соблюдать число псалмов> и время, проведенное в чтении>. Все это совершенно чуждо всему пути истинного знания, ибо при этом не учитываются78 ни божественные> действия, ни немощь естества, ни необходимость постоянной борьбы.79 В первом случае> благодать дается так, что человек задерживается на молитве> по собственной воле; во втором случае> естество оказывается слишком слабым для исполнения правила по причине демонских> нападений, которые способствуют усмирению гордыни.

35. Закон свободы состоит> в неизменном исполнении семи служб, которые Святая Церковь установила для нашего целомудренного образа80 через Отцов, собранных Духом Святым на Вселенский Собор.81 И нельзя нам, отшельникам, думать, что мы не должны подчиняться Церкви, ее руководителям и их законам. Именно по этой причине соблюдаем мы предел семи богослужебных часов, как Церковь установила для нас, чад своих. Это не означает>, однако, ни того, что за каждой службой я должен исполнять такое-то определенное количество псалмов, ни того, чтобы человек устанавливал на каждый день определенные количества молитв для произнесения> между этими службами в течение ночи и дня, или временной предел для каждой из этих молитв, или определенный порядок слов. Но сколько благодать дает ему силы, столько и задерживается он на каждой молитве, и молится столько, сколько необходимо, и использует ту молитву, которую хочет. И пока он молится, он становится все более собранным и нерассеянным,82 особенно по причине наслаждения молитвами> подобного рода. И в соответствии с силой естества и мудростью, какую дает ему Господь, измеряет он свое прошение.

36. Если человек говорит о молитве, которую произнес наш Спаситель, что только ее должны мы повторять во всех наших молитвах, используя те же самые слова и сохраняя тот же порядок слов, но не их смысл,83 такой человек> неправильно понял цель, с которой молитва эта была произнесена Спасителем нашим; и никогда не приблизился он к образу мыслей84 Блаженного Толкователя.85 Ибо Господь наш не учил нас здесь определенной последовательности слов, но Он вместил в эту молитву учение о том, на чем мы должны сосредотачивать разум в течение всей земной жизни.86 И смыслом установленного Им было именно это, а не определенная последовательность слов, повторяемых устами.

37.

Итак, мы должны молиться исходя из> смысла, и в соответствии и согласии с ним должно нам исправлять жизнь свою, когда мы молимся той молитвой, которой Господь научил нас.