О божественных тайнах и о духовной жизни

51 Преп. Исаак в своих сведениях о перечисленных подвижниках основывался на "Изречениях пустынных отцов" (Apophthegmata patrum), которые он знал в сирийском переводе. ^

52 Сир. segdot' означает "поклонение", "поклон" и вообще всякое внешнее выражение богопочитания. ^

53 Здесь преп. Исаак употребляет греческий термин metanoia, который означает "покаяние" (букв. "изменение ума"); в византийских аскетических и литургических памятниках он также означал "поклон". ^

54 Так читается в Paris syr.298. По рукописи Bodleian syr.e.7, "мы, конечно, презираем делающих это". ^

55 Букв. "когда об истине готовимся мы говорить и передавать сведения>". ^

56 Или "осуществлять". ^

57 Букв. "с точным разумом видения": так читается в Paris syr.298. По рукописи Bodleian syr.e.7, "с точным разумом любви". ^

58 По рукописи Paris syr.298, "учить о противоположном ей>". ^

59 Вар. "считая каждый поклон и каждое целование за одну молитву". ^

60 Сир. marganita является калькой с греческого margaritis (жемчужина, маргарит). ^

61 Букв. "если бы человек хотел". ^

62 Букв. "требований". ^

63 Букв. "обрести задержку в молитве". ^

64 Букв. "и чин чтения" (w-teksa d-qeryana). ^

65 Букв. "совокупность всех действий Божиих>, которые осуществляются по отношению к совершенным мужам". ^

66 Или "сильными". ^

67 Т.е. восхищение ума. ^

68 Вар. "озарение прозрений" (nahhiruta d-sukkale). ^

69 Или "пустой ум удерживается от рассеянности". ^

70 Вар. "божественную мысль". ^

71 Сир. d-zaw'e (здесь: "значений"). ^

72 Вар. "в результате возбуждения во время совершения> божественных таинств", т.е. Евхаристии. ^

73 Букв. "и то, чтобы человек по своей воле сочетал помысел". ^

74 Букв. "смешанный с миром и связанный с женой и детьми". ^

75 Букв. "смирению подчинения". ^

76 Вар. "своему преуспеянию". ^

77 Букв. "для того, чтобы> мы умудрились". ^

78 Вар. "ибо это не приводит на память". ^

79 Букв. "принуждение частых битв". ^

80 Т.е. для монашества. ^

81 "Вселенским Собором" в собственном смысле в Восточно-сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54-е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день ^

82 Букв. "он собирается в себя от рассеянности". ^

83 Букв. "но не порядку их смысла". ^

84 Букв. "к разуму". ^

85 Имеется в виду 11-я Огласительная Беседа Феодора Мопсуестийского, посвященная молитве "Отче наш". ^