О божественных тайнах и о духовной жизни

4 См. Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). 'The Second Part', chapters IV-XLI, edited by Sebastian Brock // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995. ^

5 См., в частности, Беседы 5 и 11 настоящего издания. ^

6 См. Беседу 14. ^

7 См. Беседы 38-40. ^

8 J.-B.Chabot. De sancti Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina. Paris, 1892. P.63. ^

9 См. J.B.Assemani. Bibliotheca Orientalis I-III. Roma, 1719. P.174. ^

Беседа 1

Послание [к мар Ишо-зека...]2 о некоторых> особенностях жизни в безмолвии.3

1. [...] Пишу я это> из горячей любви4 моей к тебе, которая такова>, что даже по ночам беседую я с тобою во сне.5 Ибо любовь постоянно переступает предел: это то, что сам ты тоже желал обрести.

2. Начало6 всей нашей жизни в Боге, брат мой, заключается в том>, чтобы в вере твоей ты был здрав, когда движешься> по пути подвижничества7 твоего, дабы благодаря этому вкусил ты всю сладость, которую вместил Дух в святые Писания. Не о том, как исповедуешь ты Бога, говорю я, ибо излишне упоминать об этом тем, кто оставил мир и последовал за Богом. Но будь тверд в надежде твоей с несомненной верой во все те блага, которые встречаются8 на этом пути и которые в святых Писаниях переданы нам: их достигли и достигают подвижники. Когда слышишь ты свидетельства Отцов о славе отшельнической жизни, исполненной тайн, [...] в писаниях их Дух Святой как побуждение, [...] они были первыми, не отчаивайся, когда [...] ибо ты достигнешь различения этих вещей [...] уже с тобой, хотя Дух дал тебе пред[вкушение] их некоторое время назад. Они - твои [...] но пока еще не время:9 знает Господь время, когда следует даровать их тебе, ибо для тебя и для подобных тебе уготованы Им эти блага. Либо здесь, либо там, но во всяком случае они - твои, если только пребываешь ты в монастыре,10 в соответствии с волей Венчающего тебя.11 Он тоже желает даровать их тебе, но ты еще не способен принять их так, как хотелось бы тебе, пока, когда придет время их, Сам Господь не воспламенит в тебе познание их без просьбы с твоей стороны.

3. Берегись, чтобы не стать тебе неверующим, когда ищешь ты, но не находишь их вблизи, чтобы от этого не родилось в тебе нечто, чего ты совсем не ищешь и о чем не знаешь. Ибо неверие влечет за собой наказание.12 Не говори: "Много времени я трудился и ничего> не обрел"; или: "Действительность13 не соответствует громким словам".14 Берегись этой мысли,15 ибо наказание следует сразу же за неверием:16 сердце, которое не верует, осуждено.

4. Что есть наказание? То, чтобы от этого впал ты в отчаяние17 из-за богооставленности,18 родившейся от> неверия твоего. Отчаяние же предаст тебя в руки> уныния,19 а уныние передаст [тебя] расслабленности, последнее же уведет тебя от надежды твоей. Из того, что может случиться с тобой, нет ничего хуже.20

5. Знай, брат мой, возлюбленный друг души моей, что безмолвие21 и всякое существующее подвижничество в соответствии с временем и постоянством в них22 приносят плоды свои. "Безмолвие и покой келлии соответствуют постоянству и бдительности",23 согласно некоему святому Старцу.24 Если лишен ты постоянства и равномерности в служении своем, не ожидай истинного утешения, которое приходит> от них. Не укоренен ты даже в обычном исполнении> их, которым свойственно [...] утомление их. И поскольку ты постоянно только начинаешь,25 а также> по причине большого расстояния между тобой и теми благами, которых ты ожидаешь>,26 оказываешься ты не преуспевшим ни в чем: еще прежде, чем это служение> начало приносить плоды, ты отошел27 от него.

6. Всякий образ жизни, в котором нет постоянства28 и который кратковременен, окажется также бесплодным. Говоря> так, я не хочу> смутить тебя; но показываю я тебе цель и путь. Возьми себе в пример посаженное дерево, за которым ухаживает немудрый человек:29 когда распускает оно первые листья свои и появляются на нем свежие почки, не поливает он его регулярно,30 и увядает и иссыхает то дерево. И снова долгое время проходит,31 пока сила воды не повлияет на него и не напитается оно силой из почвы и не оживет. А может быть, человек тот> часто пересаживает его с одного места на другое32 и регулярно повреждает33 корень его, постоянно ударяя по нему чем-нибудь.34 И при всем том он удивляется что не приносит оно нам плодов. Точно то же самое происходит> с человеком необученным:35 не исходя из образа жизни своего судит он дела свои, но то, что считает он> подходящим для себя>, просит у Бога, как будто не имеет он того, что заслуживает. Я оставляю в стороне тайны разума,36 на основе> которых Бог намеревается судить дела> человеческие; но даже эти внешние стороны> подвижничества спросит Он с нас - соблюдаем ли мы хотя бы внешний порядок подвижничества, соответственно чину его.