О божественных тайнах и о духовной жизни

141 Букв. "теми вещами>, которые Он заповедал". ^

142 Или "воспоминаний". ^

143 Или "распространяется по лицу нашему". ^

144 Букв. "не потому, что с принуждением насилием> требует Он от нас заботиться о них". ^

145 Букв. "пользу нашу, происходящую от них>". ^

146 Вар. "приходят> от этого". ^

147 Или "ради имени Его". ^

148 Букв. "кто в самих себе являет эти отличия". ^

149 Синтаксис этого предложения неясен; возможно, в рукописном тексте недостает одного или нескольких слов. ^

150 Или "не заслуживающих внимания". ^

151 Сир. термин temha соответствует греч. ekstasis и обычно переводится нами как "изумление". ^

152 Букв. "образ жизни грядущей". ^

153 Термин tehra - другой эквивалент греч. ekstasis. ^

154 Букв. "пользуйся". ^

155 Букв. "определенный", "ясный". ^

156 М.б. "без всяких препятствий". ^

157 Букв. "на которое взирает твой одинокий (отшельнический) образ жизни". ^

158 Букв. "сначала на одну тему, потом на другую". ^

159 Букв. "такое чтение, которое говорит ложно". ^

160 Букв. "и тебя, и обыкновенных людей>". ^

161 Вар. "историях". ^

162 Букв. "которые происходили с ними". ^

163 Или "правил", "установлений". ^

164 Букв. "не полезен". ^

165 Т.е. чтение вышеперечисленных родов литературы. ^

166 Букв. "богатым прозрениями". ^

167 Или "поражен", "ранен". ^

168 Букв. "и созерцанию видения его". ^

169 Букв. "от ничтожности воспоминания о земных (вещах)". ^

170 Или "лекарствами Его". ^

171 Преп. Исаак, очевидно, имеет в виду Исх.14:16. ^

172 Источник цитаты нам не известен. ^

173 Букв. "движения по отношению> к Нему". ^

174 Букв. "движение". ^

175 Или "исследует он Его". ^

176 Вар. "на познание души своей". ^

177 Букв. "был ты поддержан милостью". ^

178 Букв. "добродетель второго", т.е. смирения. ^

179 Букв. "Властвующая сила смирения в душе заключается в тяжести добровольных трудов, которые переносятся (претерпеваются) в форме> воспоминания о содеянных грехах". ^

180 Или "сплетничанье". ^

181 Букв. "Кто также пренебрегает тем, чтобы в самом себе овладеть вещами, которые не требуют трудов тела и которые устанавливаются не трудами и силой тела, но могут быть обретены в немощи, тот оставлен сам по себе в небрежении разума и справедливо заслуживает порицания от Бога". ^

182 Букв. "не отделяет". ^