О божественных тайнах и о духовной жизни
141 Букв. "теми вещами>, которые Он заповедал". ^
142 Или "воспоминаний". ^
143 Или "распространяется по лицу нашему". ^
144 Букв. "не потому, что с принуждением насилием> требует Он от нас заботиться о них". ^
145 Букв. "пользу нашу, происходящую от них>". ^
146 Вар. "приходят> от этого". ^
147 Или "ради имени Его". ^
148 Букв. "кто в самих себе являет эти отличия". ^
149 Синтаксис этого предложения неясен; возможно, в рукописном тексте недостает одного или нескольких слов. ^
150 Или "не заслуживающих внимания". ^
151 Сир. термин temha соответствует греч. ekstasis и обычно переводится нами как "изумление". ^
152 Букв. "образ жизни грядущей". ^
153 Термин tehra - другой эквивалент греч. ekstasis. ^
154 Букв. "пользуйся". ^
155 Букв. "определенный", "ясный". ^
156 М.б. "без всяких препятствий". ^
157 Букв. "на которое взирает твой одинокий (отшельнический) образ жизни". ^
158 Букв. "сначала на одну тему, потом на другую". ^
159 Букв. "такое чтение, которое говорит ложно". ^
160 Букв. "и тебя, и обыкновенных людей>". ^
161 Вар. "историях". ^
162 Букв. "которые происходили с ними". ^
163 Или "правил", "установлений". ^
164 Букв. "не полезен". ^
165 Т.е. чтение вышеперечисленных родов литературы. ^
166 Букв. "богатым прозрениями". ^
167 Или "поражен", "ранен". ^
168 Букв. "и созерцанию видения его". ^
169 Букв. "от ничтожности воспоминания о земных (вещах)". ^
170 Или "лекарствами Его". ^
171 Преп. Исаак, очевидно, имеет в виду Исх.14:16. ^
172 Источник цитаты нам не известен. ^
173 Букв. "движения по отношению> к Нему". ^
174 Букв. "движение". ^
175 Или "исследует он Его". ^
176 Вар. "на познание души своей". ^
177 Букв. "был ты поддержан милостью". ^
178 Букв. "добродетель второго", т.е. смирения. ^
179 Букв. "Властвующая сила смирения в душе заключается в тяжести добровольных трудов, которые переносятся (претерпеваются) в форме> воспоминания о содеянных грехах". ^
180 Или "сплетничанье". ^
181 Букв. "Кто также пренебрегает тем, чтобы в самом себе овладеть вещами, которые не требуют трудов тела и которые устанавливаются не трудами и силой тела, но могут быть обретены в немощи, тот оставлен сам по себе в небрежении разума и справедливо заслуживает порицания от Бога". ^
182 Букв. "не отделяет". ^