О божественных тайнах и о духовной жизни
162 Букв. "которые происходили с ними". ^
163 Или "правил", "установлений". ^
164 Букв. "не полезен". ^
165 Т.е. чтение вышеперечисленных родов литературы. ^
166 Букв. "богатым прозрениями". ^
167 Или "поражен", "ранен". ^
168 Букв. "и созерцанию видения его". ^
169 Букв. "от ничтожности воспоминания о земных (вещах)". ^
170 Или "лекарствами Его". ^
171 Преп. Исаак, очевидно, имеет в виду Исх.14:16. ^
172 Источник цитаты нам не известен. ^
173 Букв. "движения по отношению> к Нему". ^
174 Букв. "движение". ^
175 Или "исследует он Его". ^
176 Вар. "на познание души своей". ^
177 Букв. "был ты поддержан милостью". ^
178 Букв. "добродетель второго", т.е. смирения. ^
179 Букв. "Властвующая сила смирения в душе заключается в тяжести добровольных трудов, которые переносятся (претерпеваются) в форме> воспоминания о содеянных грехах". ^
180 Или "сплетничанье". ^
181 Букв. "Кто также пренебрегает тем, чтобы в самом себе овладеть вещами, которые не требуют трудов тела и которые устанавливаются не трудами и силой тела, но могут быть обретены в немощи, тот оставлен сам по себе в небрежении разума и справедливо заслуживает порицания от Бога". ^
182 Букв. "не отделяет". ^
183 Букв. "из-за сравнения". ^
184 Феодор Мопсуестийский. ^
185 Эти цитаты из Феодора идентифицировать не удается. Отметим, что значительная часть литературного наследия Феодора была утрачена после его осуждения на Константинопольском Соборе 553 г. (V Вселенском). ^
186 Сир. msarquta (букв. "лишение", "бедность", "добровольная нищета") соответствует греч. kenosis ("истощание", "самоистощание", "обнищание"). В христологическом контексте термин обозначает истощание Бога до принятия на Себя человеческого естества. В аскетическом контексте термин указывает на самоотречение, самодисциплину, умерщвление страстей и другие составляющие монашеской жизни. ^
187 Букв. "на которые взирает цель всего нашего слова с самого начала". ^
188 Источник цитаты неизвестен. ^
189 Букв. "избрал". ^