О божественных тайнах и о духовной жизни

176 Вар. "на познание души своей". ^

177 Букв. "был ты поддержан милостью". ^

178 Букв. "добродетель второго", т.е. смирения. ^

179 Букв. "Властвующая сила смирения в душе заключается в тяжести добровольных трудов, которые переносятся (претерпеваются) в форме> воспоминания о содеянных грехах". ^

180 Или "сплетничанье". ^

181 Букв. "Кто также пренебрегает тем, чтобы в самом себе овладеть вещами, которые не требуют трудов тела и которые устанавливаются не трудами и силой тела, но могут быть обретены в немощи, тот оставлен сам по себе в небрежении разума и справедливо заслуживает порицания от Бога". ^

182 Букв. "не отделяет". ^

183 Букв. "из-за сравнения". ^

184 Феодор Мопсуестийский. ^

185 Эти цитаты из Феодора идентифицировать не удается. Отметим, что значительная часть литературного наследия Феодора была утрачена после его осуждения на Константинопольском Соборе 553 г. (V Вселенском). ^

186 Сир. msarquta (букв. "лишение", "бедность", "добровольная нищета") соответствует греч. kenosis ("истощание", "самоистощание", "обнищание"). В христологическом контексте термин обозначает истощание Бога до принятия на Себя человеческого естества. В аскетическом контексте термин указывает на самоотречение, самодисциплину, умерщвление страстей и другие составляющие монашеской жизни. ^

187 Букв. "на которые взирает цель всего нашего слова с самого начала". ^

188 Источник цитаты неизвестен. ^

189 Букв. "избрал". ^

190 Т.е. о женщинах. ^

191 Букв. "разговора". ^

192 Или "темноты". ^

193 Ср. 1 Ин.4:20. ^

194 Парафраза слов молитвы "Отче наш": "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". ^

195 Букв. "осуждает себя на". ^

196 Или "в таком образе мыслей". ^

197 Вар. "дабы всех нашел ты друзьями". ^

198 Вар. "ревностным". ^

199 Букв. "приводятся в движение", "движутся". ^

200 Или "блуждания". ^

201 Букв. "блуждать по делам всех". ^

202 Букв. "блуждает по злым делам". ^

203 Букв. "двумя способами". ^

204 Букв. "нет места, чтобы человек возбудился ревностью". ^

205 Или "намерение Божие", "образ мыслей Бога", "цель Божию" (сир. tar'ita d-alaha). Термин tar'ita означает "мышление", "Промысл", "сознание", "образ мыслей", "совесть". ^

206 Букв. "надежды Его". ^

207 Букв. "блуждания по Тебе". ^

208 Или "по отношению ко всему". ^

209 Или "ощущения", "чувства" (сир. marganuta). ^

210 Букв. "страдания". ^