О божественных тайнах и о духовной жизни

239 Букв. "в естественной жизненности". ^

240 Пс.6:6. ^

241 Ср. Пс.113:25-26. ^

242 Букв. "причастия того величия". ^

243 Букв. "Удостой меня, Господи, объяснения той надежды". ^

244 Букв. "движениями". ^

245 Или "горячая страсть". ^

246 Или "молитвы знания". ^

247 Букв. "великие движения". ^

248 Букв. "собеседованию молитвы". ^

249 Букв. "и в собеседовании его с некоей целью моления". ^

Беседа 2

Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления1 лучей разумения в душе.2

1. Появление3 различных признаков> разумения состоит> в непрестанном восхвалении4 Бога разумными существами>. То же относится> и к тварности души, столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена она благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться познанием божественной славы, наподобие того, как невидимые силы,5 сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного Бытия.

2. Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога,6 пребывает в тварности естества своего.7 По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно - для того, чтобы она познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому возвышалась она до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем для всех и непостижим. Ибо слава божественного Естества через постоянное собеседование хвалы Богу открывается душе.

3. Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла в бытие, а именно - чтобы славу Божию познавал разум словесных существ>, а не только ради того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак, хотя многие невежды и воображают, что это так.

4. Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом, каким Он создал> умные естества,8 без того, чтобы они происходили один от другого,9 но чтобы, подобно тем естествам>, не нуждались они в пользовании стихиями для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения - не в том, чтобы люди> были оставлены в таком же состоянии10 навечно, как некоторые думают>, ибо окончится все, что считается приятным и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы бытия,11 благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он вести творение в этой форме бытия. А цель заключается не в том>, чтобы оставить человека> на животном уровне;12 ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения.13 Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь в мире сем>, дабы через видимое люди и другие словесные существа> начали приближаться к познанию этого славного Естества.

5. Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию предмета>, не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам.14 Также очень плохо,15 когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое.16 Опять же, если кто хочет пригласить много людей> на обед, прежде всего выносит он на обозрение просто приготовленные блюда17 и менее драгоценную посуду,18 а потом постепенно выносит> то, что и выглядит великолепно и приготовлено чудесно.

6. Таким же образом Бог, Господь всех, явил силу премудрости Своей и любви Своей в содержимом этого видимого мира, который, если можно так сказать, неописуемо более низок, чем те блага>, что будут явлены впоследствии. Ибо напоследок оставил Он достославное блаженство и восхитительное зрение того изумительного мира, которому уготовано величием силы Его и обилием любви Его прийти в бытие.19

7. Таким же образом, как сказал я выше в этой Беседе, когда душа движима к наслаждению славы благодаря постоянному собеседованию с Ним и счастлива она пребывать в нем20 непрестанно, познает она, по благодати Духа Святого, то, во что в конце концов будет облечена. Это дается ей> здесь словно в залог, насколько позволяет ограниченность человеческого естества, и удостаивается она образа жизни истинной свободы, как бы предвкушая ее здесь.21

1 Или "откровения". ^