О божественных тайнах и о духовной жизни
8. Нужно нам знать и следующее: пока у человека выделены определенные часы дня - иные для службы, иные для чтения,22 иные для молитвы и иные для прочих трудов - когда подошло назначенное время, он должен исполнить свой долг23 в это самое время;24 и не может он пропустить это время и остаться у него в долгу; ибо по отношению к каждому правилу в своем месте и в свое время необходимо ему исполнить должное.
9. Когда же человек непрестанно прилепляется к Богу в постоянном молитвенном излиянии, когда он постоянно простирается на земле в молении к Нему, и душа его бывает поглощена желанием, и падает он ниц перед Крестом - нет уже над ним ни закона, ни правил, а времена и установленные часы уже не властны над ним; ибо с этого момента он выше всех их, пребывая с Богом без какого-либо ограничения.
10. Теперь оставим эти рассуждения> и сделаем заключение; а лучше> подойдем к тому, чтобы насладиться самим общением с Богом в молитвенных размышлениях, которые мы собираемся составить, ибо через них мы получим дар святости25 и небесную силу, открывающую таинства в душе.
1 Имеется в виду Беседа 3-я. ^
2 Нумерация абзацев в этой и последующей Беседах принадлежит С.Броку, однако основывается на делении текста в рукописи. ^
3 Букв. "намерение наше заключается> в том, чтобы упорядочить беседы о внутренней молитве (беседы внутренней молитвы)". ^
4 Имеется в виду Беседа 5-я, содержащая молитву, в которой каждый абзац в оригинале обозначен буквой сирийского алфавита от alaph (1) до lamadh (30). ^
5 Т.е. молящийся. ^
6 Вар. "удивительный смысл". Термин sukkale мы обычно переводим как "прозрения" (вариант перевода - "мысли", греч. ennoiai). ^
7 Буквально: "беседуя с ними" (т.е. со словами молитв). ^
8 Букв. "о цели количества, которое остается". ^
9 Т.е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила). ^
10 Выражение "лежать на лице" часто встречается в сирийской аскетической литературе: оно указывает на молитву распростершись на полу лицом вниз. Молитва перед Крестом была широко распространена в сирийской традиции. ^
11 Т.е. вычитывание определенных молитвенных правил (утренних и вечерних молитв, часов и пр.) становится ненужным, если человек способен в течение целого дня молиться простершись перед Крестом. ^
12 Преп. Марк Подвижник. О духовном законе, 200. ^
13 Букв. "Когда случается, что ты лишен этого, тогда хорошо, чтобы человек не пренебрегал правилом". ^
14 Вар. "вплоть до того, что относится к дыханию". ^
15 Букв. "к непрерывности". ^
16 Букв. "всякий сын, который существует". ^
17 Ср. Гал.4:1-2. ^
18 Букв. "твоей детской меры". ^