О божественных тайнах и о духовной жизни

14. Все, что происходит умеренно, делается по порядку. Когда же выходит кто-либо за этот предел, появляется смущение,63 а когда смущен человек, не знает он, что делает.

15. Необходимо ему также всячески презирать тело,64 дабы обычая держался он во всех делах> своих, дабы не требовал он во всем строгого> порядка,65 во всех деталях [...] Но должен он приобрести презрение ко всем здешним66 порядкам, исполняя только то, что необходимо. Ибо не сможет он управлять всеми делами своими, если предастся этому.67

16. И широта сердца также необходима, дабы не лишался он надежды в тех враждебных переменах, которые случаются с ним ради испытания его и ради возрастания познания его. Ибо необходимо, чтобы он умудрился в том, что правильно и что неправильно,68 как хорошо сказал Павел: да будет совершенен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен,69 что достигается упражнением и упорством.70 Итак переноси страдания,71 как добрый воин Иисуса Христа.72 Нет никого, кто выиграл бы битву без мудрости, и никто не приобретает мудрость без борьбы, согласно Евагрию: "Насколько преуспевает душа в добродетели, настолько же сильные враги встречают ее".73 И лишена добродетели та душа, у которой нет борьбы. Ибо добродетель получила имя свое от того, что, благодаря различным искушениям, через которые она прошла,74 прославилась она и удостоилась венца.

17. Многое долготерпение также требуется, чтобы не сделался он малодушным в ожидании своем: если ожидает он, но не получает сразу, или если просит, но не дается ему так, как он это ожидает, или если очень долго ждет он ответа на просьбу свою, не должен он сомневаться в надежде своей или становиться> обезумевшим, унылым и болезненным в совести своей.75

18. Кроме того, после всего этого, прежде всего этого и более всего этого, как упомянул я в начале, требуются также безмолвие тела и истинная вера души, ибо они вмещают в себя другие> вещи, о которых говорилось, и при условии> заботы со стороны самого человека> доводят их до совершенства. Это> те блага>, которые в молитве и со слезами должен он просить Бога даровать ему, чтобы они оставались с ним, ибо именно благодаря им совершается и доводится до конца76 служение всех этих добродетелей, так же как и других, которые мы не упомянули. Ибо без них нет никакой возможности, чтобы упомянутые вещи> были совершены.

19. Безмолвие необходимо>, ибо оно предохраняет чувства от внешнего смятения и способствует трудам телесным и душевным благодаря миру, который дает оно в силу свойственной ему свободы,77 и благодаря> сознательности, обитающей в теле и душе, а также прекращению внешней активности - добровольному ли, или случайному.78

20. И вера также необходима> для укрепления его в надежде, дабы с радостью претерпевал он все опасности, приключающиеся с ним, ради этих божественных благ>, дабы даже смертью не был он напуган79 и не страдал как существо> телесное, но уподоблялся тому, кто обладает сверхтелесной надеждой, у кого мужественное80 сердце и кто уверен в Боге. Каждый день ожидает он исхода из тела и в мысли своей он на всякое время рождает в муках ту будущую надежду, ради которой страждет он каждый день и ради которой добровольно претерпевает все эти трудности, дабы безопасно достичь воскресения из мертвых.

21. Ибо наслаждение надежды, которое от веры, имеет обыкновение бросать вызов всем трудностям.

22. По мере увеличения трудов изливается благодать, но только когда сопутствует им постоянство. И по мере увеличения упования уменьшаются в человеке> страсти.81 А по мере воссияния мудрости входит человек в радость. Ибо в мудрости соединен он с Богом и окутан любовью Его, и освобожден он от союза со страстями,82 и в радости преодолевает он все скорби. Для радости легко даже вовсе> забыть мир и тело.

23. Необходимо нам просить Бога даровать нам способность распознавать83 духов и отличать> истинные откровения от бесовских, а видение святых сил - от явлений сатаны; в снах же отличать те побуждения,84 что приходят от ангелов, от тех, что приходят от демонов, и от тех, что порождены> душой. А помыслы, которые возникают в уме из-за этих трех побуждений, должен> познавать человек и отличать в том, что свойственно каждому из них, как говорят Отцы,85 покой от беспокойства, мир от смятения, радость и уверенность от страха и скорби. Названное первым86 - естественно, тогда как последние87 - чуждого происхождения>, принадлежат ли они> к помыслам и снам, или возникают> в чувствах, или появляются> через прикосновение.

24. Что же до движений> души, то очевидно, что ничего из этого не соединено с ними - ни радость, ни скорбь, ни беспокойство, ни мир; но они суть обычные88 движения, которые проходят мимо, не неся ничего. Под движениями> души должен ты понимать те, что появляются> до того, как вошел ты в естественную область души>, которая есть просветленность.89

25. Известно также, что движения, которые возникают из-за тела, отличаются от движений, связанных с вожделением и чем-либо другим в этом роде, когда тело возбуждается и выходит из-под контроля.90 Но естество спокойно требует необходимого, оставаясь успокоенным в движениях своих. Ибо в том, что создал91 Бог, нет беспорядка, но полную умеренность92 и порядок дает Он естеству человеческому>.

26. Когда же некая чуждая деятельность примешивается к ним, то есть к> естественным движениям, которые в нас, будем знать,93 что это> от беспорядка, смятения и смущений, которые возникают в нас или через телесное знание,94 или через помыслы и воспоминание95 о различных> событиях, или через случайные обстоятельства: будем понимать их так, как мы сказали, насколько они могут быть постигнуты, когда благодать рядом.

27. Вот те вещи, которые должен человек напоминать другу своему всегда,96 чтобы тот вспоминал и размышлял о них97 постоянно.