О божественных тайнах и о духовной жизни

28 Речь идет об обетах, которые каждый христианин дает в таинстве Святого Крещения. ^

29 Букв. "моря (океана) мира". ^

30 Термин mdabbranuta соответствует греческому oikonomia и переводится как "домостроительство" или "снисхождение": этот термин указывает на заботу Бога о тварном мире, наивысшим проявлением которой стало Боговоплощение и крестная смерть Христа ради спасения рода человеческого. ^

31 Букв. "к поверженности души моей". ^

32 Букв. "связью", "перевязью", "бинтом". ^

33 Букв. "сделай мой ум внутренним посредством сокровенных вещей тайн, которые он (т.е. Крест) носит". ^

34 Вар. "унижении". ^

35 Т.е. Единородному. ^

36 Ср. Пс.142:3. ^

37 Т.е. дара. ^

38 Вар. "от скрытых сетей, которые наброшены на внутренние члены мои". ^

39 Ср. Быт.3:22. ^

40 Ср. Пс.42:3. ^

41 Букв. "образа того динария". ^

42 Ср. Мф.20:9-10. ^

43 Ср. Пс.103:2. ^

44 Букв. "и которой победили они мир борьбы". ^

45 Букв. "даруй мне открытое лицо пред Тобою во время молитвы". ^

46 Ср. Еф.6:12. ^

47 Букв. "отняв у него победу пяти тысяч лет". Исаак следует хронологии "от сотворения мира", согласно которой Боговоплощение произошло в конце пятого тысячелетия. Ср. ту же хронологию у преп. Ефрема Сирина (Гимны о вере 6,17). ^

48 Ср. Еф.6:17. ^

49 Т.е. грамотой, свидетельствующей об освобождении от рабства. ^

50 Вар. "которые Ты сохранил в душе моей неповрежденными". ^

51 Букв. "что стоят и служат пред Тобою". ^

52 Т.е. диавол. ^

53 Букв. "истины познания Тебя". ^

54 Или "такую мысль". ^

55 Мф.6:10. ^

56 Ср. 1 Кор.3:16; 6:19. ^

Беседа 6

Того же мар Исаака. Указательные знаки на пути> ко спасению.1 И о видах истинной связи2 с Богом, которые усматриваются в душе.

1. Два истинных признака даю я тебе, брат мой; и в то время, когда удостоит тебя Бог внутреннего озарения,3 по ним ощутишь ты свет души своей. Их достаточно, чтобы указать тебе истину, которая в душе твоей воссияла.4

2. Когда, по благодати и милости Господа нашего Иисуса Христа, воссияет в тебе то озарение разума, о котором говорят Отцы, эти два признака дадут тебе подтверждение относительно этого озарения>. Но когда ты не обретаешь их в самом себе, - даже если ты уверен, что достиг совершенства,5 - знай, что весьма далек ты от них.

3. Один из этих признаков следующий. Когда воссияет уже сокровенный тот свет в душе твоей, признаком этого станет то, что всякий раз, когда только ты заканчиваешь чтение Писания> или молитву, какими-либо стихами и содержащимися в них мыслями6 пленен будет разум и станет размышлять о них, исследовать их и, по своему собственному побуждению, рассматривать их духовное значение; настолько будет он привязан к ним, что не станет рассеиваться чем-либо другим из тварного мира>.7 Даже если ты не особенно заботишься об этом как о чем-то присущем тебе, само собой случается такое с разумом - впрочем, не всецело и полностью, а, конечно же, частично.8

4. Второй признак, столь же точный, как и первый, есть следующий. Когда душа выйдет из тьмы и станет изнутри светом, тогда продолжительные коленопреклонения даются отшельнику, и настолько усладительным оказывается для него пребывание9 в них, что три дня стоит он на коленях на земле в молитве, не чувствуя утомления по причине наслаждения и не желая даже вставать с земли.10 И даже всякий раз, когда поднимет он голову, желая встать, по причине этой продолжительной сердечной услады, объемлющей сердце его, снова падает он на лицо свое, и молитва уже не так важна для него,11 ибо в ту минуту, когда молитва входит в сердце его, в такой степени ощущает он помощь Божию> и столь усиливается в нем наслаждение молитвой>, что останавливается язык его и умолкает сердце его. И вот, охватывает сердце его и члены его то усладительная безмолвие,12 так что даже Царство Небесное, если можно так сказать, не считает он сравнимым по наслаждению с этим умолканием13 в молитве. Безмолвный, лежит он ниц на лице своем ночью и днем. И таким же образом, в соответствии с тем, как и насколько входит человек в это озарение разума, удостаивается он наслаждения в коленопреклонении.