О божественных тайнах и о духовной жизни

49 Т.е. грамотой, свидетельствующей об освобождении от рабства. ^

50 Вар. "которые Ты сохранил в душе моей неповрежденными". ^

51 Букв. "что стоят и служат пред Тобою". ^

52 Т.е. диавол. ^

53 Букв. "истины познания Тебя". ^

54 Или "такую мысль". ^

55 Мф.6:10. ^

56 Ср. 1 Кор.3:16; 6:19. ^

Беседа 6

Того же мар Исаака. Указательные знаки на пути> ко спасению.1 И о видах истинной связи2 с Богом, которые усматриваются в душе.

1. Два истинных признака даю я тебе, брат мой; и в то время, когда удостоит тебя Бог внутреннего озарения,3 по ним ощутишь ты свет души своей. Их достаточно, чтобы указать тебе истину, которая в душе твоей воссияла.4

2. Когда, по благодати и милости Господа нашего Иисуса Христа, воссияет в тебе то озарение разума, о котором говорят Отцы, эти два признака дадут тебе подтверждение относительно этого озарения>. Но когда ты не обретаешь их в самом себе, - даже если ты уверен, что достиг совершенства,5 - знай, что весьма далек ты от них.

3. Один из этих признаков следующий. Когда воссияет уже сокровенный тот свет в душе твоей, признаком этого станет то, что всякий раз, когда только ты заканчиваешь чтение Писания> или молитву, какими-либо стихами и содержащимися в них мыслями6 пленен будет разум и станет размышлять о них, исследовать их и, по своему собственному побуждению, рассматривать их духовное значение; настолько будет он привязан к ним, что не станет рассеиваться чем-либо другим из тварного мира>.7 Даже если ты не особенно заботишься об этом как о чем-то присущем тебе, само собой случается такое с разумом - впрочем, не всецело и полностью, а, конечно же, частично.8

4. Второй признак, столь же точный, как и первый, есть следующий. Когда душа выйдет из тьмы и станет изнутри светом, тогда продолжительные коленопреклонения даются отшельнику, и настолько усладительным оказывается для него пребывание9 в них, что три дня стоит он на коленях на земле в молитве, не чувствуя утомления по причине наслаждения и не желая даже вставать с земли.10 И даже всякий раз, когда поднимет он голову, желая встать, по причине этой продолжительной сердечной услады, объемлющей сердце его, снова падает он на лицо свое, и молитва уже не так важна для него,11 ибо в ту минуту, когда молитва входит в сердце его, в такой степени ощущает он помощь Божию> и столь усиливается в нем наслаждение молитвой>, что останавливается язык его и умолкает сердце его. И вот, охватывает сердце его и члены его то усладительная безмолвие,12 так что даже Царство Небесное, если можно так сказать, не считает он сравнимым по наслаждению с этим умолканием13 в молитве. Безмолвный, лежит он ниц на лице своем ночью и днем. И таким же образом, в соответствии с тем, как и насколько входит человек в это озарение разума, удостаивается он наслаждения в коленопреклонении.