О божественных тайнах и о духовной жизни

12. Прообразовательная свобода души, предызображенная в том свободном образе бытия, который ожидает нас в будущем веке>,19 - это когда душа, не будучи связана ничем телесным, ни в одном из своих проявлений20 не подвержена страху по отношению к чему-либо в этом мире, происходящему от боязни житейских превратностей21 и отторгающему душу от вожделения одного из этих божественных благ>.

13. Ибо как перемена места для тела вызывает изменения в его составе в соответствии с новым> местом, точно так же перемена, происходящая> в разуме, вызывает изменения в силе его деятельности.22

14. Иная сила у духовных прозрений, которые возникают в связи с мирскими предметами,23 и иная сила у просветленного размышления о грядущих благах>: всматриваясь в них, разум приходит в изумление.

15. Помысел о веке грядущем с большей ясностью24 воспринимает разум и более беспрепятственно, чем прозрения относительно материального25 мира. Ибо для последних необходима особая чистота и великое здравие мысли, тогда как первое требует очень малого усердия; и быстро приобретает разум чудесное изменение и без труда проясняется вместе с мыслью. В этом случае, хотя человек занят прекрасными вещами,26 достаточно часто многие узы возникают для него, удерживая его от просветления, так что путь разума среди этих прозрений> не бывает чистым. Но это не так в первом случае>: ибо беспрепятственно прилежит человеческое> естество заботе о них и возводится превыше страстей, чтобы пребывать в размышлении о них, - если только мы прилагаем> хотя бы малое усердие, - чтобы приносить разуму постоянное памятование о них, размышление о них27 и мысль о них. Ибо без труда получает разум это занятие28 и легко получает ощущение помощи, а страстные ощущения быстро отходят от него. Хорошо сказал блаженный Евагрий: "Крещением во оставление грехов>29 для души является памятование о веке грядущем".30

16. Начало обновления внутреннего человека состоит, таким образом, в размышлении и постоянной мысли о грядущих благах>. Через это очищается человек мало помалу от обычного блуждания по земным предметам>: он бывает подобен змее, которая сбрасывает старую кожу, обновляется и молодеет. Подобным же образом, насколько телесные помыслы и забота о них уменьшаются в разуме, настолько же возрастает и усиливается в душе мысль о небесных благах> и всматривание в грядущие. Наслаждение от служения этим благам> превосходит наслаждение телесными помыслами и пересиливает его.

17. Постоянный плач, рождающийся от мысли о знании, есть признак души, ощутившей надежду свою: не от чтения и не от слышания, но в самой себе ощутила она надежду служения своего. Ибо когда открылась перед сердцем дверь прозрений, невозможно более для зеницы ока удерживаться от плача благодаря чувству наслаждения, получаемому душой иногда от сокрушения31 и смирения, иногда же от радости, которая возбуждается в человеке. С этого времени> постепенно приближается он к изумлению через некую восхищенную мысль, которая по временам воцаряется в душе.

18. Есть блага, которые сокрыты внутри нас, но которые изнутри сияют благодаря подвижничеству в безмолвии.32 Всякий, кто усердствует в нем, не унывая, не сомневаясь и не отчаиваясь из-за продолжительности борьбы своей, несомненно получит исполнение33 надежды своей.

19. Не стремись двигаться быстрее, чем это угодно воле Божией; не спеши настолько, чтобы стараться обогнать ведущий тебя Промысл. Однако, я не говорю, что ты вообще> не должен быть ревностным.

20. Тот, кто в вере и молитве предал себя Богу, не будет более мучим попечением о себе самом.34

21. Вверить себя Богу означает для человека, что он с этого момента не будет поглощен печалью о чем-либо или страхом перед чем-либо и не будет, опять же, мучим мыслью, подобно тому, кто думает, что никто не заботится о нем.35 Но когда от этой уверенности отпадает человек в сознании своем, отсюда впадает он в множество мысленных искушений,36 как сказал блаженный Толкователь37 в книге толкований>38 на Матфея-Евангелиста: "Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Бог не заботится о нем".39 Ибо он знает, что до тех пор, пока мы ясно осознаем эту заботу>, и пока сознание это> укоренено в нас, в полном покое пребывает душа наша; приобретаем мы также любовь к Нему40 и попечение о том, что угодно Ему. Именно этот помысел сатана> стремится похитить у нас.

22. Ибо без веры не может приблизиться человек к свободе помыслов.41

23. Свобода есть власть над помыслом, которая - от Бога; она не позволяет страху перед чем бы то ни было приблизиться к сердцу, или какому-либо беспокойному движению, которое помрачает его, благодаря той великой уверенности, которую вера дает верующей совести.42

24. Молясь с верой, не следует спрашивать у Бога: "Что Ты дашь мне?"43 Ибо уверена свободнорожденная душа в том, что Бог не нуждается в этом. Но чего-то большего просит она у Него в молитве, а именно: "Сохрани для меня в сердце моем это великое сокровище веры,44 чтобы оно не было похищено у меня и чтобы> я не впал в бури помыслов". Впрочем, даже в такой просьбе> не нуждается Бог.

25. Пока не разрушит человек веру сердца своего, то есть точное знание45 о божественном Промысле, не впадет он в помрачение разума, от которого происходят беспокойство и печаль, но наполнена душа его на всякий миг светом и радостью, и ликует душа его непрестанно. И словно на небе живет человек в озарении помыслов своих, которые вера сердца его дает ему; и с того времени> удостаивается он также откровения прозрений.