An Essay on the Mystical Theology of the Eastern Church

[13] Там же, col. 168.

[14] PG, t. 91, col. 1260 С.

[15] Cм. главные тексты св. Максима Исповедника об онтологии бытия тварного у Hans Urs von Вalthasar. Kosmische Liturgiс. Freiburg im Breisgau, 1941.

[16] PG, t. 91, col. 1152 G-1156 В, 1160 A.

[17] Св. Григорий Великий (Двоеслов). Собеседования. кн. II, гл. 35: PG, t. 66, col. 198-200.

[18] PG, t. 26, col. 632 ВС [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 64.]

[19] PG, t. 7, col. 975 В.

[20] PG, t. 32, col. 136 АВ. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 234.)

[21] PG, t. 29, col. 16 С. [Русск. пер.; Творения, ч. 1, с. 12.]

[22] PG, t. 91, col. 1164 ВС.

[23] PG, t. 29, col. 13. [Русск. пер.: Творения, ч. 1, с. 5.]

[24] PG, t. 46, col. 124 С [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с. 296.]

[25] PG, t. 44, col. 104 ВС; t. 46, col. 28 A.

[26] PG, t. 46, col. 76-77.

[27] Cм. Г. Флоровский, цит. соч., с. 178.

[28] Св, Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные, XV, 24; PG, t. 33, col. 904; св. Кирилл Александрийский. Orat. pasch., XII, 2: PG, t. 77, col. 673; св. Иоанн Златоуст. Против аномеев, II, 3: PG, t. 48, col. 714.

[29] Слова Исаака Сирина. Cм. A. I. Wensinck. Mistic treatises bi Isaak of Nineveh, translated from Bedjan's syriac text. Verhandelingen der koninklijke Akademie van Wetenschappen te Amsterdam. Afdeeling letterkunde Nieuwereeks, XXIU, 1. Amsterdam, 1923, с. 8.

[30] PG, t. 44, col. 72-73.

[31] A. I. Wensinck. Цит. соч., с. 127.

[32] Св. Максим Исповедник. Цит. по кн.: Л. Карсавин. Святые отцы и учители Церкви. Париж, 1926, с. 238. Мы но могли найти этого текста в творениях св. Максима. Однако та жо самая мысль выражается им во многих местах, напр., в De аmаbiguis: PG, t. 91, col. 1305 АВ.

[33] PG, t. 91, col. 1305.

[34] PG, t. 44, col. 181-185.

[35] PG, t. 91, col. 1308.

[36] A. I. Wensinck. Цит, соч., с. 341.

[37] Цит. по: Г. Флоровский, цит. соч., с. 179.

Глава VI. ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

Если человек содержит в себе все входящие в мир элементы, то не в этом его истинное совершенство, его слава: "Нет ничего замечательного в том, - говорит святой Григорий Нисский, - что хотят сделать из человека образ и подобие вселенной; ибо земля преходит, небо изменяется и все их содержимое столь же преходяще, как и содержащее". "Говорили: человек-микрокосмос и, думая возвеличить человеческую природу этим напыщенным наименованием, не заметили, что человек одновременно оказывается наделенным качествами мошек и мышей"[1]. Совершенство человека заключается не в том, что уподобляет его совокупности тварного, а в том, что отличает его от космоса и уподобляет Творцу. Откровение говорит нам, что человек был создан по образу и подобию Божию.

Все отцы Церкви, как восточные, так и западные, видят в самом факте сотворения человека по образу и подобию Бога превечную соустроенность, первоначальную согласованность между существом человеческим и существом Божественным. Однако богословское освещение этой откровенной истины в восточном и западном предании часто различно, хотя нисколько не противоречиво, Блаженный Августин стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, и пытается открыть в Нем то, что мы сами находим в своей душе, сотворенной по Его образу. Это - метод психологических аналогий, приложимый к познанию Бога, к богословию. Святой же Григорий Нисский, например, наоборот, отправляется от того, что Откровение говорит нам о Боге, чтобы затем найти в человеке то, что соответствует в нем образу Божию. Это - метод богословский, примененный к науке о человеке, к антропологии. Первый стремится познать Бога, исходя из сотворенного по Его образу человека; второй хочет определить истинную природу человека, исходя из понятия о Боге, по образу Которого был создан человек.