An Essay on the Mystical Theology of the Eastern Church

[19] PG, t. 91, col. 45 D - 48 A.

[20] Там же, col. 48 A - 49 A, 192 ВС. Ср.: св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, III, 14.

[21] PG, t. 94, col. 924 A.

[22] PG, t. 91, col. 1608 В.

[23] Это выражение принадлежит Диадоху Фотикийскому (см. Диадох Фотикийский. Слово подвижническое. Греческий текст с русским переводом. Киев, 1903, т. 1, с. 363).

[24] Св. Тихон Воронежский, Творения, т. II, с. 191

[25] Слово подвижническое, т. I, с. 24-25.

[26] PG, t. 44, col. 197-200, 1161 D-1164 A.

[27] Там же, col. 200 C.

[28] Откровения преп. Серафима Саровского. Париж, 1932.

[29] Место, в котором говорится о трех волях, находится в письме XX, опубликованном у Galland, Vet. Patrum Bibl. Venise, 1788, IV, с. 696 и сл.

[30] Для детального анализа этих терминов см. работу С. М. Зарина "Аскетизм по православпо-христианскому учению", СПб., 1907, все еще сохраняющую свою ценность.

[31] PG, t. 65, col. 1020 A.

[32] Там же, col. 921-924.

[33] PG, t. 120, col. 499 АВ.

[34] PG, t. 44, col. 164.

[35] О темных силах, охватывающих человсческий дух, см. Духовные беседы, XXIV, 2; XLIII, 7-9 и-др.: PG, t. 34, coil. 664, 776-777. [Русск. пер.: Творения преп. Макария Египетского, с. 181-182, 280-281.]

[36] Скончавшийся в России в начале революции автор "Смысла жизни" (М 1918) неизвестен на Западе. Он является единственным "софианцем", богословская мысль которого осталась вполне православной.

[37] Св. Ириней Лионский. Против ересей, V, предпел.: PG, t 7, col. 1120: св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, 54: PG, t. 25, col. 192В; св. Григорий Богослов. Роem. dogmatica, X, 5-9: PG, t. 37, col. 465; св. Григорий Нисский. Большое огласительпое слово, 25: PG, t. 45, col. 65 D.

Глава VII. ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО СЫНА

Рассматривая те богословские установки, которые являются в Восточной Церкви основой учения о соединении с Богом, мы воспроизвели основные линии учения о Существе нетварном и существе тварном, о Боге и о человеке - двух сторонах этого соединения. Мы достигли крайних пределов бытия тварного, областей наиболее удаленных от Бога, отделенных от Него не только природой, как тварной, но также и свободной волей, создательницей нового модуса существования - греха, ибо грех, говорит святой Григорий Нисский, есть изобретение воли тварной. Бесконечное расстояние между тварным и нетварным, естественное разделение между человеком и Богом, которое, тем не менее, должно быть преодолено обожением, становится для человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом, граничащем с небытием, состоянии - состоянии греха и смерти. Чтобы теперь прийти к соединению с Богом, к которому призвана тварь, нужно будет преодолевать тройную преграду: смерть, грех и природу.