An Essay on the Mystical Theology of the Eastern Church

"То, что не воспринято, не может быть обожено", - вот аргумент, который постоянно повторяют святые отцы[37].

Обоженное во Христе - это Его человеческая природа, воспринятая в ее целостности Его Божественной Личностью. То, что должно быть обожено в нас, это вся наша природа, принадлежащая нашей личности, которая должна войти в соединение с Богом, стать личностью тварной с двумя природами: природой человеческой, обоженной, и природой, или, вернее, энергией Божественной - обожающей.

Дело, совершенное Христом, относится к нашей природе, которая не отделена от Бога грехом. Новая природа, обновленная тварь появляются в мире, новое тело, чистое от всякого касания греха, свободное от всякой внешней необходимости, отделенное от нашего беззакония, от всякой чуждой воли драгоценной Кровью Христовой. Это - Церковь, чистая и непорочная среда, в которой мы достигаем единения с Богом; это также и наша природа, как внедренная в Церковь, как часть Тела Христова, в Которое мы входим крещением.

Но если по своей природе мы - члены, части человечества Христова, то наши личности еще не дошли до соединения с Божеством. Искупление, очищение природы не дает еще всех необходимых условий для обожения. Церковь уже является Телом Христовым, по она еще не есть "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Дело Христа закончено, теперь должно свершаться дело Святого Духа[38].

[1] PG, t.150.

[2] PG, t. 90, col. 621 AB. 213

[3] PG, t. 91, col. 1308.

[4] Там же col .1309

[5] H. U. von Balthasar. Kosmische Liturgie, s. 267-268.

[6] PG, t. 90, col. 1108 АВ.

[7] PG, t. 94, col. 1464 A.

[8] PG, t. 123, col. 1156 С.

[9] PG, t. 3, col. 640 С; 648 D; 1072 В.

[10] Три слова о Премудрости, к еп. Игнатию (по ркп. 431 Синодальной библиотеки в Москве), изд. еп. Арсением, греч. текст и Русск. пер., Новгород, 1898.

[11] Творения, т. III, с. 101; Христианское чтение, 1842, IV, с. 395.

[12] Беседа на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Опубликовано в сборнике проповедей св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 216.

[13] М. Jugie. Homelies mariales bizantmes. Patrologia orientalis, XIX, fasc. 3, Paris, 1925, p. 463.

[14] PG, t. 94, col. 985 ВС - 988 A.

[15] PG, t. 90, col. 312-316.

[16] PG, t. 91, col. 604 ВС.

[17] Mansi, coil. consil., VII, col. 116; Denzinger, Enchiridion, Wurzburg, 1865, n. 134, p. 44-46. [Текст приведен здесь по "Книге правил" в русско-славянском переводе.]