Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

Свт. Афанасий Великий

ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ,

БЫВШИХ В АРИМИНЕ

ИТАЛИЙСКОМ И В

СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ

1) И до вас, может быть, доходил слух о пресловутом и доныне Соборе, потому что всюду носились пригласительные послания от Царя и областных правителей к призываемым на Собор. Но поскольку, по любоведению, желаете вы знать деяния Собора, то почел я приличным довести до вашего сведения, что сам видел и узнал в точности, чтобы слушая других, не колебаться вам мыслью, тем более, что некоторые обыкли рассказывать о делах иначе, нежели как они были.

Итак, в Никеи назначенных там соборных заседаний не было, а вышел новый указ епископам западных областей сойтись в Аримине италийском, а епископам восточных областей собраться в исаврийской Селевкии, называемой по местности суровою. Предлогом к сему собранию, как носилась молва, было рассуждение о вере в Господа нашего Иисуса Христа. Выставляли же сей предлог епископы паннонские, Урзаций, Валент и некто Герминий, и сирийские — Акакий, Евдоксий, также Патрофил, епископ города, получившего имя 93 от скифов 6 . Они-то, всегда держась Ариевой стороны, и сами не разумея, почему веруют, на чем утверждаются, обольщая то того, то другого и рассевая семена своей ереси, привлекли на свою сторону некоторых людей значительных и самого Царя Констанция как еретика, и прикрываясь необходимостью рассуждать о вере, домоглись, чтобы состоялся Собор, думая, что оным можно будет затмить им Собор Никейский, всех переуверить и сделать, что вместо истины одержит всюду верх нечестие.

2) Дивлюсь прежде всего (я думаю, и всякий сколько-нибудь разумный человек с удивлением смотрит на это), почему, когда назначено быть вселенскому Собору и все ожидали его, Собор вдруг разделен, и одни стали сходиться в одном месте, а другие собираться в другом, разве, может быть, и это было делом Промысла, чтобы на каждом из этих Соборов обнаружилось нелестное и чистое мудрствование о вере в одних и обличилось сомнительное и подозрительное поведение других. А потом представлялось нам с здешними искренними братиями неприличие такого собрания, скорбели мы внутренно, рассуждая, что побуждало приводить в смятение вселенную и тем, которые в это время назывались клириками, ходить туда и сюда и доискиваться, как научиться им веровать в Господа нашего Иисуса Христа? Ибо если они уже веровали, то не стали бы доискиваться, как не имеющие веры. Немалым соблазном было это для оглашенных, и язычникам подавало не легкий, но сильный повод к смеху, что христиане, как будто только пробудившись от сна, начинают доискиваться, как им веровать о Христе. Итак, 6 Т. е. Скифополя. 94 называемые их клирики, присвояющие себе преимущество перед народом, как учители, обличили теперь себя неверующими, доискиваясь, чего не имеют.

И Урзаций с своими сообщниками, быв виновником этого, не знал, какой собирает себе гнев, когда Господь и через Святых говорит: горе, ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис 52:5), и Сам вещает в Евангелии: Иже аще соблазнит единаго малых сих, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его и потонет в пучине морстей (Мф 18:6), неже да соблазнит от малых сих единаго, как присовокупил Лука (Лк 17:2).

3) Ибо чего в учении благочестия не доставало вселенской Церкви, чтобы ныне разыскивать о вере и им в своих изложениях веры выставлять имена ипатов настоящаго времени? Урзаций, Валент, Герминий и прочие с ними сделали, чего еще не бывало и о чем никогда не было слышимо у христиан. Написав, как пожелали они веровать, выставили ипатство, месяц и число текущего времени, показывая тем всякому разумному человеку, что вера их возымела начало не прежде, но теперь только при Констанции, потому что написали все это в пользу своей ереси. Притом пиша повидимому о Господе, именуют они себе иного владыку, Констанция, потому что он дал владычество их нечестию, и отрицающие вечного Сына назвали Констанция вечным Царем. Так христоборны они в нечестии!

Но поводом выставлять ипатство служит для них, может быть, указание времени у святых пророков. Впрочем, если осмелятся и это сказать, то объявят тем свое невежество. Пророчества святых содержат в себе упоминание о времени. 95 Исаия и Осия были во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, а Иеремия — во дни Иосии, Иезекииль же и Даниил — при Кире и Дарие, и другие пророки пророчествовали в иные времена, не начало полагая богочестию (оно было и прежде их, и всегда, даже прежде сложения мира Бог уготовал нам его во Христе), и не означали тем времени веры своей (и до сего времени были они верующие), указывалось же этим время проповеди. А проповедь их касалась преимущественно Спасителева пришествия, вслед же за сим — и будущей судьбы израиля и язычников. И означалось время не начала веры, как сказал я выше, но самых пророков, когда они жили и пророчествовали это.

Но нынешние мудрецы сии, не историю излагая и не будущее предсказывая, но написав: изложена вера вселенская, присовокупили и ипатство, и месяц, и число, чтобы, как Святые надписывали время событий и своего служения, так и им указать время своей веры. И пусть писали бы это о своей вере, потому что она началась ныне, но не осмеливались бы писать сего о вере вселенской! Ибо не написали: ми так веруем, но: изложена вера вселенская.

4) Посему дерзость намерения обличает их невежество, а выдуманный ими новый способ писать сообразен с арианской ересию. Ибо написав таким образом, показали, когда начали они веровать и с какого времени намерены проповедывать свою веру. И как, по слову евангелиста Луки, издано повеление (2:1) о переписи, прежде же не было сего повеления, но возымело оно начало с того дня, в который издано писавшим, так и они, написав: «изложена ныне вера», показали, что мудрование их ереси есть нечто новое и что прежде его не было. А если присовокупили: вера вселенская, то сами того 96 не примечая, впали в неразумие фригийских еретиков, так как и те подобно им говорят: «нам первым было откровение, от нас начинается христианская вера». И как те Максимиллу и Монтана, так эти, вместо Христа, надписывают владыку Констанция. Если же, по словам их, вера имеет начало с нынешнего ипатства, что тогда делать Отцам и блаженным мученикам. Что и им самим делать с теми, которые ими были оглашены и почили прежде сего ипатства? Как пробудить их, чтобы изгладить в них, чему, повидимому, были научены, а всеять, что изобретено и написано ныне? Таково невежество этих людей, умеющих только выдумывать предлоги, но предлоги нелепые и невероятные, по следам которых идет обличение.

5) Собор в Никеи был не просто, но по необходимой нужде и по основательной причине. Христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии погрешали в празднестве и совершали Пасху с иудеями. Восстала также против вселенской Церкви арианская ересь, и защитниками, заботившимися о ней и злоумышлявшими противу благочестивых, и дела Евсевия и его сообщников. Такова была причина вселенского Собора, чтобы праздник совершаем был повсюду в один день, и возникающая ересь предана была анафеме. Это и было сделано. Сириан убедили, а ересь арианскую объявили предтечею антихриста, и весьма хорошо сделали, издав изложение веры, написанное против этой ересй. Впрочем, и при таком числе писавших не осмелились они на что-либо подобное сделанному сими троими или четверыми. Ибо не выставили ипатства, месяца и числа, но о Пасхе написали: постановлено нижеследующее (ибо тогда только было постановлено, чтобы все исполняли это), а о вере написали не 97 «постановлено», но: «так верует вселенская Церковь», и вслед за сим исповедали, как они веруют, показывая тем, что учение их есть не новое, но апостольское, и что написанное ими не ими изобретено, но есть то же самое, чему научили апостолы.