О первородном грехе и искусственном зарождении

В послесловии, являющемся продолжением размышлений о первородном грехе и его последствиях, говорится о дальнейших событиях, связанных с грехопадением: о наказании людей за их грехи, как вразумлении и врачевании; о величайших Евангельских событиях, даровавших человеку примирение с Богом, возможность спасения и вечной жизни.

Некоторые рассматриваемые автором вопросы не имеют еще полных ответов, являются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей богословской проработке.

В целом, настоящая работа представляет интерес как для широкого круга читателей, интересующихся христианской антропологией, так и для специалистов в области богословия, философии, психологии.

После грехопадения в раю Адама и Евы жизнь человека резко изменилась. Эти изменения касаются как физического, так и духовного мира не только прародителей, но и всего человеческого рода в целом. Святой апостол Павел говорит: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков преступлением одного всем человекам осуждение (Рим.5:12,18). Иными словами, последствия первородного греха передаются всем людям.

Однако если считать, что передача данных последствий происходит через мужское семя, то тогда на человека, созданного методом клонирования (то есть, без семени) эти последствия не могут распространяться [i]. Так в популярном телевизионном сериале "Клон", один из его персонажей - женщина, узнав, что знакомый ей молодой мужчина является клоном, назвала его единственным на земле человеком, не имеющим первородного греха.

В настоящей работе как раз и сделана попытка рассмотрения вопроса о передаче последствий первородного греха, в том числе при искусственном зарождении (искусственном оплодотворении и клонировании). Вместе с тем, поскольку вопрос о первородном грехе занимает одно из центральных мест в христианской догматике (что обусловлено его непосредственной связью с важнейшими для человека событиями), рассмотрен и ряд других вопросов, как непосредственно касающихся грехопадения прародителей, так и смежных с ними, но являющихся важными для данной темы. Среди них рассматриваются и вопросы дискуссионного характера, по которым имеются различные мнения, еще не выработаны полные и точные ответы и необходима дальнейшая богословская проработка.

Большое количество сносок (примечаний), используемых в тексте книги и состоящих, в основном, из цитат святых отцов, хотя и создает некоторое неудобство при чтении, однако, по мнению автора, оправдано тем, что способствует более полному раскрытию определенных аспектов грехопадения. В нескольких случаях, для большей полноты изложения, в сносках приведены и авторские заметки и комментарии по отдельным вопросам.

Так как данная брошюра адресована широкому кругу читателей, автор стремился сделать ее содержание, с одной стороны, популярным, а с другой - сохранить при этом систематичность и строгость изложения. Насколько это удалось - судить читателю. Автор будет благодарен за высказанные замечания, рекомендации и пожелания по улучшению содержания и оформления брошюры (свои пожелания можно присылать по электронному адресу автора: Bogoclovie06@yandex.ru). Полученная от читателей информация будет использована при подготовке других книг серии "Очерки православной антропологии".

Автор

О первородном грехе и искусственном зарождении

"рожденное от плоти есть плоть" (Ин.3:6)

Введение

1. "Учение о первородном грехе, распространившемся от Адама и Евы на весь род человеческий, чрезвычайно важно в христианстве. Если в людях нет первородного греха и природа их не повреждена; если они рождаются чистыми и невинными пред Богом, каким вышел из рук Творца первый человек, в таком случае искупление для них не нужно; Сын Божий напрасно приходил на землю и вкусил смерть, и христианская вера подрывается в самых основах. Потому-то и доказывал блаженный Августин, что грех Адамов и искупление, совершенное Христом Спасителем, суть как бы два средоточия, вокруг которых вращается все христианское учение" (21:492,493) [ii]. Учение о первородном грехе является одним из центральных положений христианской догматики (18:5).

Необходимо подчеркнуть исторический характер сказания Моисея о грехопадении. "Сказание это должно быть понимаемо буквально. По разным соображениям многие не находят возможным такое понимание. Еще в древности некоторые (Филон, Климент Александрийский, Ориген) понимали его как аллегорию, иносказание. В новейшее время отвергают его исторический характер рационалисты. Но нельзя предположить, чтобы Бог в откровении столь существенно важной истины, как происхождение зла в мире, через аллегорию и символы вводил людей в разные недоумения и колебания, переходящие нередко в заблуждения. Сам бытописатель научает видеть в своем повествовании подлинную историю происхождения зла и греха в мире. В связи с рассказом о грехопадении в тех же главах его несомненно исторической книги находятся географические, этнографические и чисто исторические указания, не допускающие аллегорического понимания.