О первородном грехе и искусственном зарождении

Такое мнение представляется нам неверным. Приведем обоснование этого.

а) Все подверглись смерти не потому, что согрешили в Адаме, а по закону рождения (преемства при рождении), согласно которому рождаемый является подобным рождающему (см. об этом подробнее в подразделе 6.1). То есть от льва рождается лев, от человека - человек; в более общем виде: от млекопитающего - млекопитающее, от теплокровного - теплокровный; в предельно общем виде: от смертного - смертный.

Таким образом, как только прародители в результате грехопадения обрели телесную смертность, в то же самое мгновение и все их потомки, не принимавшие личного участия в этом грехопадении, могли рождаться только смертными. Святитель Феофан Затворник, при толковании Рим. 5:15,16, пишет: "В Адаме, по естественной необходимости и не согрешая подобно ему, все подлежали закону смерти В Адаме все осуждены на смерть за одно его преступление" (49:345). Протопресвитер Иоанн Мейендорф говорит: "Святые отцы (особенно четко это можно проследить у Иоанна Златоуста, Григория Паламы, блаженного Феофилакта) отождествляют наследие грехопадения с наследованием, по сути дела, смертности, а не греховности; греховность видится лишь производной от смертности. Блаженный Феодорит, упоминая слова 50-го псалма: во грехе родила меня мать моя, - отмечает, что это относится к общему греховному состоянию смертного человечества: "Сделавшись смертными, Адам и Ева зачали смертных детей, а смертные существа по необходимости подвластны страстям и страхам, радостям и печалям, гневу и ненависти"" (цит. по 75:158. См. также 2-ю цитату в прим. 61).

б) Нравственно виновным за грех может быть только тот, кто либо сам совершил этот грех, либо содействовал (соблазном, понуждением, помощью) его совершению другим человеком. Другими словами, участвовал в том или ином виде в совершении греха. Поскольку "ни один из этих потомков (потомков Адама - а.к.) лично не участвовал в грехопадении своего прародителя" (7:37), или "потомки Адама не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама" (23:328. Книга 1 - см. 4-ю цитату в прим. 61), то, следовательно, потомки не могут быть виновными в этом.

Вообще, попытка принять причинно-следственную связь (закономерность), предполагающую вину потомков причиной перехода на них последствий первородного греха, сталкивается с серьезной проблемой. Здесь необходимо обосновать, в чем именно состоит эта вина (грех) потомков. Известное обоснование указанной вины потомков заключается в том, что "когда Адам согрешил в лице его жили и действовали в то время, хотя еще и в зачаточном состоянии, все его потомки" [73] (7:44).

Однако, хотя с одной стороны и можно сказать, с определенной условностью, что все потомки находились в Адаме в состоянии возможного зачатия в будущем, с другой стороны, очевидно, что никто из них не мог находиться (жить) в Адаме в зачаточном состоянии и, тем более, действовать каким-либо образом. Отметим также, что слова "без полного проявления в них (потомках - а.к.) разума и свободной воли" (7:45 - см. 3-ю цитату в прим. 73) предполагают, что будущие потомки Адама имели возможность частичного проявления разума и воли, а следовательно, и частичного участия в грехе их прародителя. Однако, нельзя уже сейчас участвовать в грехе и вообще в чем-либо, находясь при этом еще лишь в возможности будущего зачатия.

Точка зрения на то, что причиной перехода последствий первородного греха на потомков является их личный грех, по сути дела, основывается на замене однозначной связи греха и наказания за него (полагающей наличие наказания, если есть грех) взаимооднозначной связью (дополнительно полагающей и наличие греха, если есть наказание). Иными словами, здесь считается, что, помимо обязательного личного наказания, если есть личный грех (вина), существует также и обязательное наличие личного греха, если есть личное наказание (за которое иногда принимаются и различные тяготы, связанные с испытанием).

Именно принятие такой взаимооднозначности и обусловливает (инициирует) поиск личного греха для объяснения личного наказания, в данном случае перехода последствий первородного греха на конкретных людей, лично не участвующих в этом грехе. Так друзья Иова, на основании этой взаимооднозначности, не зная тайны страданий, признают бедствие его (Иова - а.к.) не испытанием добродетели, но наказанием за грех, и не только содержат это в мыслях, но не стыдятся даже укорять его самим несчастьем (31:233,234). Однако, как уже говорилось, наказание человека, его страдания и физические недостатки могут быть и без личного греха (см., например, прим. 64; Ин.9:1-3; Иов). "Авва Исаия пишет: поелику одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи" (цит. по 8:419). Старец Алексий (Соловьев) выражает эту же мысль так: "Знаешь ли ты, что душа очищается страданием Кто тебе сказал, что Бог наказывает людей за грехи, как принято у нас часто говорить при виде ближнего, впавшего в какую-либо беду или болезнь. Нет, пути Господни неисповедимы. Нам, грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто допускает непостижимые для человеческого ума как бы несправедливости" (цит. по 79:346). Заметим, что и преждевременная смерть человека также может не являться следствием значительности совершенных им грехов (Лк.13:1-5).

6.3. Рассмотрим теперь мнение, по которому потомки считаются, с одной стороны, не виновными в грехе прародителей, так как "не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама" (23:328. Книга 1), а с другой - "виновными перед Богом за свое греховное состояние (прирожденную греховность - П.В.)" [74] (23:333,334. Книга 1).

Согласно протоиерею Н. Малиновскому, поврежденная духовная природа человека (повреждение сердца, ума и воли), или его прирожденная греховность природы (наследственная порча природы, прирожденное греховное естество), то есть наклонность ко греху, является одним из наказаний как прародителей, так и их потомков "со стороны правды Божий за грех (прародителей - П.В.)" (23:317-320. Книга 1).

В связи с этим, данное состояние потомков, являющееся Божиим наказанием за вину прародителей, не может одновременно являться и собственно виной перед Богом, требующей дополнительного наказания, так как нельзя наказывать только за собственно предыдущее наказание. Иначе говоря, греховное состояние - это следствие гнева Божия в отношении греха прародителей, и оно не может являться одновременно с этим и причиной гнева Божия в отношении их потомков. Кроме того, греховная природа дается потомкам при рождении без их ведома (согласия, участия) и, вследствие этого, а также с учетом вышесказанного, не может быть вменена им в вину.

"Зависящее от природы, - говорит святой Ефрем Сирин, - непреложно, оно не заслуживает ни почестей, ни наказаний; никто никогда не был обвиняем в том, что он бел или черен, велик или мал ростом, потому что сие не в нашем произволении" (40:396). Аналогичного мнения (о невменении в вину необходимых явлений в человеческом роде) придерживается и протоиерей Н. Малиновский: "Признавать, в частности, седалищем греха тело или плоть значило бы усвоять ему значение зла физического как явления естественного и притом необходимого в человеческом роде, а отсюда - невменяемого (в вину - П. В.)" (23:342. Книга 1).

Иными словами, потомки не могут нести ответственность за собственно греховную природу, если она является необходимым аспектом (атрибутом) человека и дается ему принудительно, без его воли. Они ответственны лишь за проявления этой греховности в виде личных грехов, уже зависящих, в том числе, и от них самих.

Также отметим, что из Еф.2:3 не следует виновность перед Богом за прирожденную греховность, как это указывается в 23:327 (см. прим. 74). Слова "и были по природе чадами гнева" в Еф.2:3 имеют переносное значение (как, например, "дети Божии и дети диавола" в 1Ин.3:10) и означают природу людей, живущих по "плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов" (Еф.2:3). Иначе говоря - людей с наследственной греховной поврежденностью их природы, данной по праведному суду Божиему, по праведному гневу Божиему за грех прародителей. В связи с этим, как уже отмечалось, поврежденная природа является Божиим наказанием за вину прародителей и не может являться самостоятельной наказуемой виной перед Богом.