О первородном грехе и искусственном зарождении

7.2. В отношении чувства, сопровождающего акт зачатия, отметим следующее. Чувство удовольствия, получаемое от этого акта, не является греховным само по себе [80]. Это обусловлено тем, что, во-первых, размножение благословлено Богом (Быт.1:28; 9:1,7), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей (Быт.9:1,7). Во-вторых, в Библии ничего не говорится о нечистоте или греховности собственно данного чувства. Апостол Павел пишет: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор.7:2,5).

"Вопрос о том, является ли супружеское соединение чем-то скверным, возникал уже у первых христиан. Апостол Павел в одном из посланий пишет: "Брак честен и ложе непорочно" (Евр.13:4). Конечно же, имеется в виду ложе законных супругов, а не ложе блудников или изменников. Еще одно свидетельство, теперь уже четвертого века. В то время появились люди, которые говорили, что священник не должен иметь супружеского общения со своей женой, а некоторые даже отказывались причащаться у таких священников. В ответ на это заблуждение Церковь вновь со всей ясностью засвидетельствовала на Гангрском соборе, что те, кто гнушается женатыми священниками, считая, что брак оскверняет их, сами отлучаются от Церкви как еретики

То, что зачатие не связано ни с какой скверной, можно увидеть и из следующего. В Православной Церкви даже есть праздники, которые посвящены зачатию. Например, праздник зачатия Божией Матери в утробе Ее матери - праведной Анны или зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы. Действительно, это - праздник. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть.

Существуют даже иконы праздников, связанных с зачатием. Конечно, на иконе мы видим не постельную сцену, а условное целомудренное изображение супружеской близости, Супруги, а это праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, стоят рядом друг с другом в движении, напоминающем целомудренное скромное лобзание. Все! Этого вполне достаточно, чтобы указать на телесное единство супругов в зачатии" (Илий Шугаев. Цит. по 73:11).

В Великом Каноне Андрея Критского говорится: "Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино" (Песнь 9. Читается во вторник Великого Поста).

Продолжение жизни рода и вида, так же, как и продолжение жизни индивидуума, является одним из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов. Поэтому вполне естественно и не греховно то, что и действия, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно половой акт и, например, питание), сопровождаются чувствами удовольствия, в частности, чувством сексуального удовлетворения.

Однако если в контексте брака оставить только такие чувства, то есть превратить секс в самоцель, то тогда он уже будет грехом. Преподобный Максим Исповедник говорит: "Правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим" (71:179). Протоиерей А. Мень пишет: "Я убежден, что в основе единства мужчины и женщины лежит нечто глубоко метафизическое, что тайна пола - это огромная тайна природы. Человек - это не дух и не тело, а это уникальное в природе духовно-телесное существо, поэтому в слиянии мужчины и женщины имеет значение и то и другое, здесь нельзя разделять. А мы разделяем. В частности, мы знаем много всевозможных случаев, когда любовь вырождается, когда секс господствует. Это и есть разделение. И тогда получается карикатура на любовь. Но и о платонической любви мы не напрасно говорим с улыбкой, потому что она тоже есть своего рода карикатура, хотя все-таки более безобидная карикатура, чем любовь, построенная только на сексе, - это уже опасная карикатура Любовь как глубочайшее влечение человека к человеку освящает эрос. Если эротика отделяется от любви, получается голый секс, который унижает человека. Секс не должен существовать без любви" (80:283,288).

Так же если и процесс питания превратить в источник получения удовольствия, то он становится грехом - чревоугодием. По словам преподобного Антония Великого: "Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех - вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно" (цит. по 8:69).

Вместе с тем, в Лев.15:18 сказано: "Если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водой и нечисты будут до вечера". Таким образом, сексуальные отношения несут определенную нечистоту [81]. Здесь необходимо обратить внимание на следующее. В Лев.15 говорится о двух видах истечений (выделений) из тела. В Лев.15:3,25 говорится о выделениях, относящихся к некоторым болезням, соответственно мужчин и женщин. После выздоровления от этих болезней необходимо было принести жертву за грех и жертву всесожжения (Лев.15:13-15,28-30).

В противоположность сказанному, за естественные (не связанные с болезнью) выделения (см. Лев.15:16,18,19) не требовалось приносить жертвы [82]. Это позволяет считать сексуальные отношения (не превращаемые в самоцель) и связанные с ними естественные выделения не собственно грехом (то есть действиями, нарушающими какие-либо постановления Божии), а действиями, несущими временную нечистоту. Иначе говоря, действиями, делающими человека временно нечистым. Заметим, что святитель Феофан Затворник различает нечистоту и грех, то есть считает их различными понятиями: "Тут больше греха (ближе к греху - П.В.), но еще нет его. Это нечистота" (24:340). (Данная цитата в расширенном контексте приведена выше - см. гл. 4. Грех и зло).

Непосредственное рождение ребенка (то есть роды) также делают женщину временно нечистой. В Лев.12:22 говорится: "Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней". "И тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих" (Лев.12:4,5). При этом нечистота после родов (Лев.12:2,4,5) и нечистота после излияния семени (Лев. 15: 18) имеют различие не только в количественном аспекте (то есть в продолжительности состояния нечистоты), но и в качественном. Поскольку, как пишется в Лев.12:6-8, женщина, родившая сына или дочь, должна принести жертву всесожжения и жертву "за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа, и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола".

В православных молитвах, читаемых в 1-й и 40-й день по рождении младенца, также говорится об очищении роженицы от скверны (нечистоты): "Господи очисти ее от телесной скверны, и утробных стужений"; "Господи Боже наш, пришедший на спасение рода человеческого, приди и на рабу Твою омой ее скверну телесную и скверну душевную, во исполнении сорока дней".

Таким образом: а) повеление не прикасаться к женам за три дня перед явлением Господа на горе Синае (Исх.19:15); б) кратковременная нечистота родителей при зачатии ребенка (Лев.15:18); в) более длительная нечистота женщины после родов (Лев.12:2,4,5); г) необходимость принесения жертвы всесожжения и жертвы за грех после родов (Лев.12:6-8) говорят о том, что зачатие и рождение ребенка связаны с определенными временными, соответственно, нечистотой и нечистотой с греховностью. Причину этого, по-видимому, следует искать в первородном грехе. В частности, отметим, что Бог после грехопадения прародителей сказал Еве: "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей" (Быт.3:16).

Приведем дополнительные сведения по данному вопросу. "Нечистота относилась к материнской плаценте после рождения ребенка, но не к ребенку" (50:170. См. комментарий к Лев.12:1-8). "Очевидно, что период, в который матери были нечисты, после рождения дочери был в два раза длиннее (80 дней), чем после рождения сына (40 дней). Такое положение отражает пятно позора на женщинах за роль Евы в грехопадении" (50:170. См. комментарий к Лев.12:5). Ибо "от жены начало греха и через нее все мы умираем" (Сир.25:27). "Несмотря на то, что само событие (рождение ребенка - П.В.) было радостным, обязательные жертвы предназначались для того, чтобы запечатлеть в сердцах родителей реальность первородного греха и наследование ребенком греховной природы так как человек воспроизводит грешников и только грешников" (см. комментарий к Лев.12:6 в 50:170).