О первородном грехе и искусственном зарождении

Иначе говоря, последствия первородного греха передаются в семенном зачатии, происходящем вследствие чувственной похоти и сопровождаемым ею. Действительно, для естественного зачатия, которое до определенного времени было единственным способом размножения людей, необходимо мужское семя, извержение которого, в свою очередь, необходимо связано с чувственной похотью. Таким образом, вещественное семя и невещественная похоть - суть два элемента, необходимые для зачатия ребенка. Поэтому вполне логично было и принять их в качестве носителей первородного греха от родителей к детям. Такой вариант также успешно объяснял отсутствие первородного греха, точнее укоризненных страстей (см. прим. 45б), у Иисуса Христа. Как пишет святитель Лев Великий: "Итак, возлюбленные, Спаситель рождается не из семени плоти, но от Святого Духа, поэтому Его не коснулось проклятие первородного греха" (45:53), и "непорочное девство не познало похоти и, между тем, доставило вещество плоти. Итак, Господь принял от Матери естество, но не грех" (45:53).

Однако с появлением возможности искусственного зарождения, то есть беспохотливого семенного оплодотворения (искусственного изъятия терапевтическим или хирургическим путем мужской половой клетки - сперматозоида, искусственного или естественного соединения его с женской половой клеткой - яйцеклеткой с последующим искусственным или естественным выращиванием человеческого зародыша) и беспохотливого бессеменного зарождения (клонирования) необходимо внести соответствующие коррективы в концепцию первородного греха, точнее в способ передачи его последствий.

Эти коррективы, приведенные в настоящей работе и являющиеся одной из ее задач, не только находятся в согласии с православным учением о первородном грехе, но и исходят из этого учения как из догмата о всеобщей наследственной передаче последствий грехопадения. С учетом важности темы первородного греха, другой задачей работы является последовательное рассмотрение основных аспектов грехопадения. При этом, для систематичности изложения, мы начнем именно с рассмотрения этих аспектов, обращаясь по необходимости к ряду смежных вопросов.

Глава 1. Состояние прародителей в раю

1.1. По вопросу физического состояния Адама и Евы (смертности или бессмертия их тел) в раю существуют различные мнения. Одни авторы считают, что тело человека до грехопадения было бессмертным [1]. Другие - что оно являлось смертным [2]. Третьи - что состояние тела было не вполне определенным в отношении бессмертия или смертности [3].

Примирение этих мнений содержится в словах блаженного Августина: "Если понимать бессмертие в смысле положительной невозможности смерти, то есть что бессмертен только тот, кто никогда и ни в каком случае не может умереть, то само собой разумеется, что Адам и до своего грехопадения заключал в себе возможность смерти - он мог умереть, потому что мог согрешить. Но если принимать бессмертие в смысле возможном и условном, то есть что бессмертным называется и тот, кто может не умереть, - в таком случае Адам был бессмертен - он мог не умереть, потому что мог и не согрешить А так как первобытное состояние Адама и Евы не было еще состоянием окончательного утверждения в добре, то бессмертие их тела не было еще бессмертием необходимым, бессмертием по природе, а было только возможным, бессмертием по благодати" (цит. по 7:24,25).

Действительно, из Быт.2:17; 3:22; 5:5 следует, что прародителям не было свойственно бессмертие по природе, как невозможность умереть (невозможность смерти). С другой стороны, из Быт.2:17; 3:22 также следует, что прародителям не была свойственна и смертность по природе, как невозможность не умереть (необходимость смерти). Таким образом, прародители не обладали способностью жить вечно, но обладали возможностью жить вечно. Они были созданы с возможностью как бессмертия (потенциально бессмертными), так и смертности (потенциально смертными). Находясь в условиях рая, Адам и Ева могли, сохраняя послушание Богу, сохранять свою жизнь вплоть до получения ими свойства бессмертия (бессмертия по природе) как награды за свое послушание [4]. В этом случае бессмертие человека, по терминологии блаженного Августина, перешло бы из второго рода - возможное отсутствие смерти при известных условиях в первый род - невозможность смерти (7:24).

Из сказанного о состоянии тел Адама и Евы до грехопадения можно сделать вывод, что дальнейшее физическое состояние прародителей определялось не их первозданной природой (допускающей возможность как бессмертия, так и смертности), а их духовным состоянием. Иными словами, выбор прародителями в раю своей духовной (нравственной) направленности, определял и дальнейшее состояние духовно-вещественной природы человека в целом и состояние его тела, в частности (по данному вопросу см. также приложение 1).

1.2. Бог создал человека достаточно совершенным. "Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков" (преподобный Макарий Великий. Цит. по 8:151) "Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир - малый в великом, другого Ангела" (38:152).

Действительно, такое положение о совершенстве человека: "а) вытекает из свидетельства Моисея, который, как только сказал о создании человека, вдруг делает общее замечание: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31); б) необходимо допускается здравым разумом на основании одной идеи о Боге как существе бесконечно премудром, Который и не мог создать кого-либо несовершенным, то есть, недостаточным для цели" (21:463,464); в) указывается Моисеем, свидетельствующим о том, что человек был создан по образу Божиему (Быт.1:27; 9:6), по подобию Божиему (Быт.5:1); г) подтверждается пророком и царем Давидом, сказавшим про созданного Богом человека: "Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его" (Пс.8:6) (46:392).

Однако совершенство человека следует понимать не как высшую степень духовного состояния, при которой человек уже нравственно не может (не хочет, не будет) грешить, а как достаточную степень этого состояния, при которой человек уже вполне может не грешить [5]. Ибо, "Бог сотворил человека правым" (Еккл.7:29). Иными словами, "эта безгрешность была относительной, не абсолютной; она лежала в свободной воле человека, но не была необходимостью его естества Грех не был составной частью их богосозданного естества, но мог стать достоянием их свободной воли" (76:19).

Адам и по телу был сотворен совершенным. Окружающий его физический мир не мог принести ему вреда, ибо он был сотворен "не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовались на него как на всесовершенный венец творений Божиих" (62:29).

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, при перечислении славных мужей и отцов (Сир.44:1), через которых Господь являл величие Свое от века (Сир.44:2), сказано: "но выше всего в творении - Адам" (Сир.49:18).

Глава 2. Первая заповедь в раю