Объяснение церковных молитв детям

После осмысленных детских ответов на предложенные вопросы можно продолжать изучение молитвы Святому Духу.

А попросили ли мы, дети, чего-нибудь себе у Святого Духа в разобранных нами словах молитвы? Нет еще. А многого, очень многого позволено нам просить у Святого Духа; мы можем просить Его прийти и поселиться в нас и очистить наши души от скверны греховной.

Значит, дети, Дух Святой, хотя везде находится и все наполняет, но может и не быть с нами, может и не помогать нам? Да. И так бывает, когда мы не призываем Его в усердной молитве и когда делаем дурное. Не так было бы страшно, если бы в нас только не было Святого Духа; но когда в человеке не бывает Святого Духа, то в нем поселяется нечистый дух злобы, который соблазняет человека на дурные дела. О, как страшен этот дух злобы, оскверняющий человека всякими нечистыми мыслями, греховными пожеланиями и преступными делами. Нужно нам усердно просить Святого Духа, чтобы Он пришел и поселился в нас и очистил бы нас от всякой греховной нечистоты. Грехи, дети, всегда делают нас нечистыми перед Богом, они в душе человека все равно, что грязное пятно на белой одежде. Но так как мы сами по себе, своими силами не можем очиститься от скверны греха, то что же нам делать, как не просить Духа Утешителя, чтобы Он поселился в нас и очистил от всякой нечистоты.

Молитву Святому Духу мы заканчиваем следующими словами: Спаси, Блаже, души наши! Кого мы называем словом Блаже? - Блаже значит Благий, Добрый; так мы называем Святого Духа, потому что никто так не добр, как Святой Дух. - Многого мы просим себе у Него; просим того, чего вовсе и не заслуживаем; между тем, по бесконечной доброте и любви к нам Святого Духа, мы надеемся получить от Него все, просимое нами.

Что мы высказываем Святому Духу словами молитвы: Спаси души наши? - разберем эти слова.

Кого и когда спасают? - Когда человек горит, тонет или когда его грабят; словом, когда погибает, то и спасают его от неизбежной гибели посторонние люди. И мы, дети, когда грешим, то находимся в опасности погибнуть навсегда, поэтому должны молиться Святому Духу примерно так: Душе святый, мы не имеем сил и средств сделаться сами собою добрыми и благочестивыми; сознаем опасность, а помочь себе не можем; умилосердись же над нами, спаси нас, Утешитель благий, Душе истины.

Скажите, дети, чего мы просим у Святого Духа? Всегда ли Святой Дух бывает с нами и помогает нам? Что бывает с человеком без Духа Святого? От какой нечистоты просим мы Святого Духа очистить нас? Почему Святому Духу говорим Блаже? Зачем просим Его спасти нас? Кого спасают? Повторите всю молитву Духу Святому.

Так ли эту молитву читают и поют в церкви, как мы говорили ее? - Нет, в церкви эта молитва читается иначе. Отчего же, дети, б церкви читают и поют не так, как мы говорим? Об этом я и хочу вам сказать. - Раньше русские люди и говорили тоже по-церковному, но со временем разговорная речь мало-помалу стала изменяться и до того уж наконец изменилась, что только в церкви и можно услышать теперь то наречие, на котором говорили наши предки, славяне. Поэтому и язык церковный называется славянским. Наш разговорный язык во многом отличается от церковнославянского, и вам всегда надо стараться замечать в молитвах каждое непонятное слово и узнавать, что оно значит и каким разговорным русским словом может быть заменено, иначе молитв, читаемых в церкви, мы не поймем.

Вы уже знаете молитву Святому Духу на простом разговорном наречии, надо еще узнать, как она звучит на церковнославянском. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины по-церковному говорится так: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины. Замечайте же непонятные слова, да и те, которые я сказал с маленькой разницей против разговорной речи. Царь, а я как сказал по-церковному? Царю. Небесный и по-церковному так же. Утешитель. Я сказал: Утешителю. Дух истины, а по-церковному: Душе истины. Теперь повторите же все начало молитвы по-церковному. - Царю Небесный...

Идет повторение молитвы со всеми детьми порознь, и когда все сознательно усвоят значение слов церковнославянского языка, то можно продолжать перевод молитвы.

Далее, дети, в молитве Святому Духу вы что говорите? - Который везде находится и все наполняет, Сокровище благих и Податель жизни. По-церковному эти слова читаются так: Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю. - Слово: Который я по-церковному сказал: Иже; везде находится - по-церковному: везде сый; все наполняет по-церковному: вся исполняяй; Сокровище благих и по-церковному так же; Податель жизни, а по-церковному: жизни Подателю. Повторите по-церковному: жизни Подателю. Повторите по-церковному: Иже везде и пр. Повторите молитву сначала и скажите непонятные слова: Иже, сый, исполняяй - что они значат? Иже - Который и т. д. Скажите слова, которые одинаковы по началу, но различны по окончанию: Царь - Царю, Утешитель - Утешителю, Дух - Душе. Скажите слова, которые в молитве говорились одинаково: истины, жизни, Сокровище благих. Значит, дети, некоторые слова и сейчас мы говорим так же, как говорили наши предки славяне и как они слышатся нами в церкви? - Да, иначе мы церковной службы и вовсе не могли бы понять. (Переспросить всех детей порознь.)

Будем, дети, продолжать дальше. О чем мы просим Святого Духа? Говорите как знаете. Приди и поселись и проч. Слушайте же, как я это скажу по-церковному: прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша. Замечайте же опять разницу в словах: слово приди по-церковному я сказал: прииди; поселись сказал: вселися; в нас сказал: в ны; очисти и я сказал так же; от всякой нечистоты по-церковному: от всякия скверны; и спаси, Блаже, души и я сказал так же; наши, а я сказал наша. Говорите же, какие заметили непонятные слова? Их два: скверны, в ны. Что же они значат? Скверна - нечистота, гадость; в ны - в нас. Какие слова с маленькой разницей и довольно понятны? Приди, по-церковному прииди; поселись, по-церковному вселися; от всякой, по-церковному от всякия; наши, по-церковному наша. Какие слова без всякой перемены? Спаси, Блаже, души.

10. Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)