«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

СЕКТОВЕДЕНИЕ

Лекция N1

Мы начинаем новый курс, который называется сектоведение, совсем новый потому, что так, как мы его будем читать, наверное, нигде в России, увы, не читается. Курсы "сектоведения" в духовных школах Русской Православной Церкви говорят главным образом о протестантских доминациях и сектах и заканчиваются первыми появившимися тоталитарными сектами такими, как иеговисты и мормоны. Дальше этого хронологически эти курсы не идут, т.е. весь спектр тоталитарных сект XX в. остается вне их внимания. Поэтому мы этот предмет действительно будем проходить впервые. Сложность состоит в том, что учебников по этому предмету не существует, им еще предстоит быть написанными.

Есть несколько книг, написанных протестантами, которые были переведены на русский язык, очень плохо переведены. Написаны они протестантами, как правило евангельского толка, поэтому пользоваться ими можно с очень большими оговорками. Этот Джош Макдауэл "Обманщики", ..... "Лабиринты веры". .... "Царство культов". Я занимаюсь этим вопросом вплотную 3 года, у меня было много ста- тей по этому поводу, вышла небольшая брошюра с общим понятием о тоталитарных сектах, она называется "Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным"; наш центр священномученика Иринея Лионского при отделе катехизации религиозного образования Московского Патриархата выпустил книгу о Муне, перевод с немецкого с моим предисловием: "Империя "преподобного" Муна", и в декабре у нас выходит книга о сайентологии "Капкан безграничной свобо- ды", это сборник статей, там большая моя статься о сайентологии в России. Когда мы дали информационный листок о том, что выходит эта книга, сайентология ужасно забеспокоилась, даже написали письмо Святейшему с просьбой остановить выпуск этой книги. А на днях нам позвонил какой-то человек, который предложил весь тираж этой книги купить сразу.

Я приглашаю всех к сотрудничеству с этим центром Православной Церкви. В ходе этого курса мы увидим нашествие тоталитарных сект на нашу страну, насколько это опасно, насколько оно продвинулось. Да и что там курс, когда я уверен, что каждый из вас постоянно на улице видит проповедников всех этих новых сект и новых религиозных движений. Пару недель назад в "Известиях" была статья, которая наглядно иллюст рирует, насколько сектанты стали частью нашей общей жизни. Там говори- лось о том, что на Кипре какой-то человек торговал дачами на берегу моря на время, т.е. человек покупает часть дачи и может, скажем, две недели в году проводить на ней. Этот торговец подошел к русскому отды- хающему и предложил ему купить часть дачи, а русский отдыхающий сказал ему, что он в отпуске и отдыхает от вкладывания денег, от подобных покупок и от подаяний девочкам, собирающим н улицах на помощь студентам. Так вот, эти девочки, собирающие на помощь студентам, это представительницы движения Муна, объединения, которые продают переводные кар- тинки, как они говорят в помощь бедным студентам, на самом деле, конечно, все деньги идут Муну.

Т.е. если даже в подобных статьях говорится о таком постоянно присутствующем явлении нашей жизни, то как далеко это продвинулось! Чтобы как-то сектантству ответить, нужно немножко знать о нем. Разговор у нас пойдет тяжелый об этих сектах, потому что это изучение плодов падшего человеческого разума, все это тяжело и неприятно, но тем не менее знать это нужно. Мы будем говорить о признаках, которые отличают тоталитарные секты, один из них это то, что они при вербовке никогда не говорят всей правды о себе, они говорят лишь небольшую часть, лишь то, что может привлечь людей. Поэтому, если бы каждый человек, к которому подходят сектантские вербовщики, знал бы подлинное содержание учения секты, знал бы, что с ним произойдет, как ему предстоит измениться, мало бы кто к ним пошел бы. Чтобы объяснить людям, которые могут попасть в секты, чем им это грозит, мы должны знать об этих сектах, как бы это ни было тяжело и неприятно. Для катехизаторов и для учителей знание основ крупнейших сект, которые действуют у нас в стране, совершенно необходимо. Общего плана этого курса нет и быть не может, будет несколько вводных лекций об общих чертах тоталитарных сект, а потом будем рассказывать о сектах по одной. Так как у нас есть два-три десятка крупных сект, то разговор может затянуться, но что успеем, то и успеем.

Говоря о новых религиозных движениях, я должен сказать, что классификация сект весьма затруднительна, в чем и состоит сложность нашего курса. Я хотел бы начать с истории возникновения сект и с побудительных мотивов их основателей. Конечно, первым сектантом был сам сатана. В книге "Бытия" рассказ о грехопадении - о том, как змий иску- шал Еву - это типичный пример сектантской вербовки. Это то же, что происходит на улице, когда к вам подходит сектант. Все происходит совершенно по той же самой модели, т.е. через ложь, через отчасти близ- кие к истине, но совершенно обманные обещания. Известно, что если всегда говорить абсолютно чистую ложь, то это мало привлекательно, а вот если чуть-чуть искривить правду, то это кажется достоверным. И смысл искушения сатаны в его утверждении, что Бог, дескать, вас обманул, сказав, что вы умрете, вкусив от этого древа. А на самом деле это неправда, наоборот, вы не умрете, а будете как Боги, знающие добро и зло. Т.е. тут предложена попытка автономии человека от Бога, попытка человека стать Богом самому по себе вне Творца. Самому стать независимым и самодовлеющим, царем вселенной и получить некие божественные качества собственными силами, собственными усилиями, помимо Бога, минуя Бога. Этот принцип как раз и лежит в основе любой секты.

Первая попытка классификации - можно говорить о двух типах сект, которые существовали с самого начала христианской истории (вы уже историю христианской Церкви проходили, поэтому я подробно объяснять не буду). Одни секты, которые обещают человеку приобрести сверхъестественное знание, сверхъестественную силу и возможности интеллектуальным путем через владение неким тайным знанием, которое передается из уст в уста и из рук в руки, т.е. это гностический соблазн, гностические сек- ты.