«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Об отделяющихся от святой Церкви святые Отцы учат: «Всякий отделяющийся от Церкви,  говорит святой Ириней,  чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Немеющий матерью Церкви, не может Отцом своим Бога... Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается страданиями».2

Святой священномученик Киприан, епископ Карфагенский говорит: «Вне ее нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви» (т. 1, п. 3, стр.27). «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа» (т. 1, п. 47, стр. 173).

Он же, как и святой Ириней, учит, что «грех разделения с Церковью не омоется и самою кровию». Святой Кирилл Иерусалимский: «Исповедание веры преподает нам ныне: во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь, чтобы ты убегал скверных еретических обществ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден и когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами господними свои вертепы, и не просто также: где церковь? Но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа» (Оглас. поуч. 18-е, стр. 26). Блаженный Иероним Стридонский: «Следует твердо держаться той Церкви, которая, будучи основана Апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Xриста, а от кого-либо другого, как, например, Маркионитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не Церковь Христова, а синагога антихриста» (ч. 4, стр. 92).

Блаженный Августин: «Всяк отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойны похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем»3 (Письмо 152).

Хотя среди паствы Христовой временами и появились еретики: Арий, Македонии, Несторий, Север, Диоскор, Евтихий и др., которые старались посеять плевелы, но Церковь Божия, следуя учению Апостола, заповедавшему: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5, 13), отсекала злых и развращенных от общения с собою и таким образом оставалась единою, святою, соборною и апостольскою в течение всех веков до настоящего времени. Такою же она пребудет, по неложному обещанию ее Основателя (Мф. 16, 18), до скончания века.

В половине XI в. (1054 г.) в христианском мире произошло печальное событие  от Православной Кафолической восточной Церкви отделилась Римо-Католическая Церковь. Это разделение единой Церкви на две части удерживается и в наше время.

В начале ХVI столетия Римо-Католическую Церковь сотрясают волны протестантских выступлений. Вожди реформации  Лютер, Цвингли, Кальвин и др., требуя перевода Библии и богослужения на родной язык, в самой резкой форме выступили против основных положений и установления папы и Римской курии.

АНАБАПТИСТСКОЕ4 ДВИЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ

ПРИ ЖИЗНИ ЛЮТЕРА. ШТОРК И МЮНЦЕР

Один из самых ревностных учеников Лютера, Николай Шторк, развивая учение своего учителя, пришел к заключению, что крещение младенцев не освобождает их от первородного греха со всеми его последствиями, т.к. в момент крещения они не имеют сознательной веры в Иисуса Христа, а поэтому необходимо всех перекрестить, и впредь совершать крещение только над взрослыми, ибо крещение, совершенное над младенцами, не действительно. Этот новый «догмат» и послужил причиной выделения из среды последователей М. Лютера секты анабаптистов.

Новый «догмат» Н. Шторка скоро сделался предметом серьёзных богословских прений: о нем стали говорить с церковных кафедр, его разбирали в аудиториях университетов, он сделался предметом ученых трактатов выдающихся богословов того времен. Каждый день М. Лютер видел ряды своих сторонников все более и более редеющими. Ободренный и окрыленный своим успехом, Н. Шторк обратился с проповедью к простому народу, раскрывая пред ним вред образования и несправедливость владения богатствами.

Шторк отдался проповеди о пользе, достоинстве и святости невежества. Постановления вселенских соборов, творения святых Отцов, по его словам, были орудием гибели для христиан: даже чтение самой Библии он признавал бесполезным. Вдохновение, ниспосланное свыше, озарение внутреннего существа человека светом истины, по мнению Шторка, должны определять поведение христианина. Невежественная толпа и все, кто тяготился исполнением обязанностей, возлагаемых на христианина Церковью, охотно принимали это новое учение реформаторов ХVI века. Студенты, под влиянием этой проповеди, оставляли аудитории университетов и предавали торжественному сожжению книги. Спасение только верой в Иисуса Христа без дел, проповеданное М. Лютером, Н.Шторком и прочими лидерами реформации, побудили многих оставить Церковь и стать на путь сектантских течений, на путь легкого спасения.