«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Понятие секты в антикультовом движении

Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN — «Сеть осведомления о культах» появившаяся в середине семидесятых годов в США,i AFF — «Американский семейный фонд», основанный в 1979 году и FAIR — «Семейные действия, информирование и спасение», образованный в Великобритании в 1976 году. Многие люди покинули новые религиозные движения благодаря этим организациям, однако деятельность CAN, AFF и FAIR оценивается неодно-значно, ибо нередко сотрудники антикультовых комитетов занимались депрограммированием.

Депрограматоры придерживающиеся мнения, что люди присоединяются к сектам потому, что культы «промывают мозги» (англ. brainwashing) своим потенциальным сторонникам, их «запрограммировали», или используют какой-либо другой метод «контроля над сознанием».ii Такое объяснение процесса обращения в секту служит обоснованием специальной технологии депрограмирования, применявшегося в 70-е, 80-е годы в основном в Западной Европе и Америке. Его целью является восстановление измененного под влиянием сектантов сознание в состояние до обращения в секту.

Термин депрограммирование «является попыткой перевода китайского словосочетания «цзи-нао», означающего в конфуцианстве «очищение помыслов». Более определённое китайское выражение «цзи-цзян-каи-цао» — «изменение сознания» стало известно на Западе из книги Р.Дж. Лифтона «Изменение сознания и психология тоталитаризма: исследование «промывания мозгов» в Китае».iii Лифтон утверждает, что существуют деструктивные культы, в которых под воздействием «тоталитарного» окружения последователи подвергаются «смене сознания». Эта идея была затем развита в книге Ф. Конвея и Дж. Зигельмана «Ломка: американская эпидемия внезапного изменения личности»iv.

«Суть депрограммирования заключена в физико-психологическом и эмоциональном воздействии на человека. Как правило, его выкрадывают из группы, помещают в изолированное помещение и пытаются заставить отречься от своей веры и убеждений, не совпадающих со взглядами депрограмматора. Для более успешного воздействия человека лишают сна и еды, он постоянно находится под контролем приставленных к нему охранников, часты случаи избиений, другого насилия. Помимо физического изнурения, человека почти непрерывно подвергают тяжелому духовному испытанию, надругаясь над его идеалами и разрушая его ценностную систему. После такой «обработки» люди, как правило, чувствуют себя внутренне опустошёнными, потерянными и не имеющими цели в жизни. Независимо от результата, тяжелый след от такой процедуры остается на долгие годы».v

Средняя продолжительность курса депрограмирования составляет 8,5 дней, а его стоимость в США доходила до 80 000 долларов плюс расходы. По сообщению Американского Семейного Фонда 16% всех случаев депрограмирования, ставших известным, закончились судебным преследованием депрограматоров, поискам их жертв.vi

По данным того Американского Семейного Фонда и американского «Центра изучения вредных религиозных сект» свыше трети (37%) из 62 попыток принудительного депрограмирования оказались неудачными. В дальнейшем четвертая часть «неудачно депрограмированных» по собственной воле покинула секту, но около 15% вернулись в секту после того как покинули ее. Но статистика успешного депрограмирования повышается в том случае, когда человек непродолжительное время был членом секты (до двух месяцев — этот показатель для ЦО, но может меняться в зависимости от сектантской принадлежности) или его привязанность к секте была слабой.

В случае неудачи депрограмирования вернувшиеся становятся еще более ревностными сектантами и вероятность того, что они покинут сету уменьшается. При удачном депрограмировании многие испытывают внутренний кризис, вызванный многими факторами. Это может быть разочарование собою из-за неспособности контролировать собственную судьбу, или разочарование в дружбе и любви изливавшейся на них в секте, которые оказались для них иллюзорнымиvii. Поэтому такие люди нуждаются в психологической реабилитации.

Сторонников этой теории не интересуют религиозные убеждения людей попавших в секты. Более того, сами секты рассматриваются как не религиозные организации. В этом контексте депрограмирование есть принуждение человека к отказу от его веры в Бога, или Божество, или объект его обожествления, и при этом иные религиозные взгляды ему не прививаются. Антикультовые организации не занимаются проповедью атеизма, но и не предлагают человеку альтернативных религиозных ценностей. В этом кроется принципиальное отличие их деятельности от православной миссии, задача которой не сводится к выводу человека из какой либо секты, но заключается в приобщении его к Церкви через свидетельство о духовной красоте Православия. Еще одним недостатком теории «промывания мозгов» и методики депрограмирования является ее противоречие с христианским представлением о богоподобной свободе человека. Никто не может заставить человека принять какое либо учение, если он сам не даст это согласие или же не будет к каким то идеям внутренне расположен. В случае принятия какого либо учения и последующего разочарования в нем или осознания своего заблуждения, любой сектант может отказаться от него и выйти из секты.

Определение секты в социологии религии и религиоведении

В современном российском религиоведении преобладают научные разработки из западного религиоведения и социологии религии. Считается, что западное религиоведение было лишено идеологического влияния и его методология является более совершенной.

В западной социологии религии основным признаком сектантства, его критерием является отношения какого-либо религиозного сообщества к миру и светским ценностям. Основополагающие принципы религиозной доктрины или не рассматриваются или считаются в этом контексте второстепенными.