«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Его современник иеромонах Варсонофий отмечал, что русскому рационалистическому и мистическому сектантству свойственно стремление “к “духовности” богопоклонению и желание непосредственного общения с Богом”xcvii. Но в этой идее он не усматривал ничего не религиозного. Трагедия сектантов не в том, что они стремятся к единению с Богом, а в неправильном пути к достижению поставленной цели. Поэтому он утверждал, что в полемике с сектантами не следует отрицать самой возможности достижения богоподобия, непосредственного общения с Богом, но необходимо обращать внимание на их заблуждения в понимании и реализации этой идеи в сравнении с православием, а не сводить дискуссию к вопросам второстепенного значения. В противном случае Сектоведение превратится в оружие сведения счетов, но не будет наукою и бесстрастным свидетелем истиныxcviii.

Лидерство, гуруизм, составляют важный элемент религиозной практики и рассматриваются как способ достижения религиозных целей, но секты и религии отличаются не этим принципом, а его содержанием. Хотя они имеют много общих черт, но разняться между собою их значением и ролью в религиозной жизни, которые, в свою очередь, обусловлены их вероучением. Гуруизм в связи с этим сам по себе не может рассматриваться в качестве критерия принадлежности к особому религиозному течению — сектантству. Он представляет собою лишь элемент религиозной жизни многих сект, один из ее принципов, но не исчерпывает ее. Однако его вырывают из более обширного контекста, абсолютизируют и провозглашают критерием сектантства. Но такой подход нельзя назвать взвешенным и объективным.

Тоталитарная теория сужает горизонты православного богословия и низводит его к протестантским доктринам, религиоведению и социологии религии. Для протестантизма, не знающего молитвенного восхождения к Богу, отвергающего иерархию, духовничество и аскетизм, гуруизм является большим соблазном. Поэтому протестанты, где каждый сам себе духовник и наставник, то есть своего рода гуру, ревниво относятся к идее духовного руководства, к любому авторитету кроме Библии и рассматривают его как отклонение от христианства. Исходя из такого понимания христианства и религии вообще, возникшая в 1978 году в США секта “Церковь Христа” провозглашается тоталитарной сектой, поскольку важнейшим принципом ее доктрины провозглашено ученичество. Без наставника, утверждают эти сектанты, невозможно правильно постичь истины христианства, следовать евангельским заповедям и правильно решать вопросы личной жизни. “Ученичество, по мнению одного из ее лидеров, — это то забытое искусство, тот недостающий компонент, отсутствие которого сводит на нет все усилия по строительству церквей и применению на практике учения под названием христианство”xcix.

Однако ошибка сектантов заключена не в идее наставничества, а в понимании ее сути и осуществлении на практике. Но это не выделяется как признак сектантства.

Эзотерический разрыв

Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Различные уровни посвящения были у появившихся еще I веке гностиков (они делили людей на плотских, душевных и духовных), в манихействе с IV века. В богомильстве существовало разделение между совершенными и простыми членами и соответственно между высшими тайнами и общими истинамиc. Важным элементом эзотеризма являются средства его выражения, в особенности эзотерический язык. Святой Епифаний приводит различные термины созданные гностиками, вроде Кавлавках, Абраксас, Ялдабаот и др., созданные с целью создания атмосферы таинственности для привлечения людейci. В наше время также существуют секты, изобретающие искусственный язык. Примером такой литературы является книга “Роза мира” Даниила Андреева, который придумал свои слова: “уицраор”, “затомис”. Одной из причин создания искусственных языков называют стремление избежать критики извне, со стороныcii. “Начиная от гностиков и кончая современными оккультистами, секты, создают свои искусственные языки” — отмечает дьякон А. Кураевciii.

Однако эзотеризм не всегда порожден страхом разоблачения. Во многом, он является вследствие гордыни, стремления скрыть от профанов некое знание. Так, учителя тантры “неохотно делились своими знаниями, не доверяли их основной массе, относимой к категории пашу (“скот”)” и открывали доступ к знаниям лишь вира — обладателям героической натуры”civ. Поэтому тантрические гуру “практически зашифровали уже написанные на мертвом санскрите тексты так, что без компетентного комментария они оказывались абсолютно недоступными”cv.

Таким образом, и эта практика существовала задолго до нашего времени и не представляет никакой новизны в истории христианства и религии вообще.

Организационная структура

Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Из истории Византии известно много примеров попыток еретиков захватить власть в государстве и весьма искусного пользования недостатками политической системы. В связи со стремлением еретиков силой утвердить свое учение святитель Афанасий Великий (293-373), возглавлявший борьбу Восточной Церкви с арианством и трижды изгоняемый еретиками со своей кафедры, говорил, что признанием истинной религии является то, что она никого не принуждает, как поступал и сам Христос, а преследования за веру есть изобретение сатаныcvi.

Стремились к власти и некоторые средневековые секты, например, тамплиеры. Томас Мюнцер, анабаптист из Германии, задачей своей жизни считал установления Царства Божия на земле, которое должно было осуществиться в теократическом государстве. Достичь этой цели можно было, по его мнению, вооруженным путем через искоренение веры ложных христиан (католиков и лютеран), не разделявших его идеалов “равенства, справедливости и братства”. В оправдание своих взглядов Мюнцер ссылался на неправильно истолкованные им библейские тексты. Анабаптистские лидеры сыграли значительную роль в Крестьянской войне, унесшей жизни около 100 000 человек.

Подобная ситуация повторилось через 10 лет. Ян Маттийс, лидер нидерландских анабаптистов, в 1534 г. объявил Мюнстер Новым апокалиптическим Иерусалимом, где жизнь людей должна была жестко регламентироваться в соответствии с его религиозными воззрениями. Лютеране и католики, отказывавшиеся перекреститься, изгонялись из города, а их имущество также как собственность дворян, церквей и монастырей, было конфисковано и разграблено. В Мюнстере были отменены деньги и введены бесплатные общие трапезы. После смерти Маттийса в 1534 году к власти пришел его ученик Иоганн Бокельсон, булочник из города Лейдена. Иоганн Лейденский объявил Мюнстер “горой Сион”, а себя — новым царем Давидом, который восстановит царство пророка Давида. Опираясь на неверно истолкованные примеры из Ветхого Завета, он ввел полигамиюcvii. Целый год в городе, где было учреждено многоженство, длилась оргия. В 1535 г. это восстание было жестоко подавлено.