«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Однако эзотеризм не всегда порожден страхом разоблачения. Во многом, он является вследствие гордыни, стремления скрыть от профанов некое знание. Так, учителя тантры “неохотно делились своими знаниями, не доверяли их основной массе, относимой к категории пашу (“скот”)” и открывали доступ к знаниям лишь вира — обладателям героической натуры”civ. Поэтому тантрические гуру “практически зашифровали уже написанные на мертвом санскрите тексты так, что без компетентного комментария они оказывались абсолютно недоступными”cv.

Таким образом, и эта практика существовала задолго до нашего времени и не представляет никакой новизны в истории христианства и религии вообще.

Организационная структура

Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Из истории Византии известно много примеров попыток еретиков захватить власть в государстве и весьма искусного пользования недостатками политической системы. В связи со стремлением еретиков силой утвердить свое учение святитель Афанасий Великий (293-373), возглавлявший борьбу Восточной Церкви с арианством и трижды изгоняемый еретиками со своей кафедры, говорил, что признанием истинной религии является то, что она никого не принуждает, как поступал и сам Христос, а преследования за веру есть изобретение сатаныcvi.

Стремились к власти и некоторые средневековые секты, например, тамплиеры. Томас Мюнцер, анабаптист из Германии, задачей своей жизни считал установления Царства Божия на земле, которое должно было осуществиться в теократическом государстве. Достичь этой цели можно было, по его мнению, вооруженным путем через искоренение веры ложных христиан (католиков и лютеран), не разделявших его идеалов “равенства, справедливости и братства”. В оправдание своих взглядов Мюнцер ссылался на неправильно истолкованные им библейские тексты. Анабаптистские лидеры сыграли значительную роль в Крестьянской войне, унесшей жизни около 100 000 человек.

Подобная ситуация повторилось через 10 лет. Ян Маттийс, лидер нидерландских анабаптистов, в 1534 г. объявил Мюнстер Новым апокалиптическим Иерусалимом, где жизнь людей должна была жестко регламентироваться в соответствии с его религиозными воззрениями. Лютеране и католики, отказывавшиеся перекреститься, изгонялись из города, а их имущество также как собственность дворян, церквей и монастырей, было конфисковано и разграблено. В Мюнстере были отменены деньги и введены бесплатные общие трапезы. После смерти Маттийса в 1534 году к власти пришел его ученик Иоганн Бокельсон, булочник из города Лейдена. Иоганн Лейденский объявил Мюнстер “горой Сион”, а себя — новым царем Давидом, который восстановит царство пророка Давида. Опираясь на неверно истолкованные примеры из Ветхого Завета, он ввел полигамиюcvii. Целый год в городе, где было учреждено многоженство, длилась оргия. В 1535 г. это восстание было жестоко подавлено.

Стремление к власти присуще практически всем еретикам, поскольку она является средством для утверждения их идеалов. Когда в России в конце XV начале XVI века, появились жидовствующие, то они проникли в ближайшее окружение великого князя Иоанна Васильевича, а на митрополичью кафедру был возведен Зосима, придерживавшийся этого ученияcviii.

В XIX веке план политического переустройства России был разработан скопцом Елянским, бывшим камергером польского двора и ближайшим сподвижником основателя этой секты — Селиванова, которого он в 1802 году забрал из богадельни, куда Селиванов был переведен из дома умалишенных. По этому проекту “все функции государственной власти предполагалось передать в руки скопцов. Правда, во главе правления номинально оставался император, но фактически вся власть над Россией должна была перейти к Селиванову, второе место после которого предназначалось Елянскому... За этот проект Елянский был отправлен в Суздальский монастырь”cix. Тем не менее, Селиванов продолжал пользоваться вниманием общества и даже самого императора. В 1805 году перед войной с Наполеоном Александр I лично посетил его и имел с ним беседу, и в дальнейшем до 1820 года “живой бог” пользовался высочайшим покровительством: вход полиции в дом в Петербурге, где совершались радения, был воспрещенcx.

Не новым является и стремление политических сил использовать секты в своих целях. В России сектантам рассылалась “Искра”, они ее охотно брали и распространяли. Отзывы о ней были в общем благоприятны” — отмечал Бонч-Бруевич в 1903 году. Разные секты участвовали в доставке “Искры” через Румынию в Россию. В тоже время “согласно постановлению II съезда РСДРП, Бонч-Бруевич редактировал “Рассвет”, пропагандистский листок для распространения среди сектантов”. Рассматривался также проект интеграции русских сект в процесс построения коммунизма в Россииcxi.

Методы обращения и удержания адептов в новых сектах

Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как конфессиональная анонимность, обман, гипноз, кодирование и другие средства. Они повторяют известные формы деятельности еретиков из религиозной практики прошлых веков. Один из показательных примеров – использование сектой “Семья” или “Дети Бога” религиозной проституции для завлечения новых членов в секту и ведение ими безнравственного образа жизни. По свидетельству св. Епифания Кипрского, жившего в IV веке (315-403), этот способ был в ходу в гностических сектах, пытавшихся завлечь его самого в секту, используя как приманку красоту и сладострастие женщинcxii. Нечто подобное представляла из себя одна из анабаптистских сект под руководством Генри Николаса, появившаяся в 40-х годах XVI века на европейском континенте (в районе Амстердама) и затем переехавшая в Англию, где была известна под именем фамилистов (от английского family — семья). Они учили, что в теле нет ничего нечистого. На континенте их называли “нагие бегуны”. В Англии они пользовались дурной славой из-за их безнравственности, как и мормоны в Америке три века спустяcxiii.

Руководитель секты прыгунов Лукьян путем обмана пытался удержать в секте своих последователей, которые восстали против него. С целью доказательства своего “божественного” достоинства он прибег к помощи ложного чуда. Лукьян уговорил старую женщину притвориться мертвой. Когда толпа сектантов подняла плач по якобы умершей, он приказал мнимому пророку Илии простереться над ней, как это в свое время действительно делал пророк Илия, и она “воскресла”. Это “чудо” убедило молокан, что он христос. Однако, Лукьян не стал дожидаться очередного разоблачения, и предпочел, прихвативши деньги своих последователей, бежать в Бессарабиюcxiv.