«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

“Бомбардировка любовью”, гипнозом, “изменения сознания”

как методы обращения и удержания в секте

“Бомбардировка любовью” — один из распространенных приемов при обращении в секту. Его цель заключается в формировании образа секты “как большой дружной семьи, пребывающей в любви и радости”cxxi и создании атмосферы праздника путем весьма вежливого обхождения с потенциальным кандидатом в секту. Аналогичными методами действовали многие секты, в том числе и манихеи. Проф. Попов И.В., ссылаясь на блаженного Августина пишет, что сближению последнего с манихеями содействовала “их вкрадчивая приветливость, казавшаяся сердечностью и невольно располагавшая в их пользу молодого человека, еще слишком доверчивого и неопытного в жизни”cxxii.

Что же касается использования в секте гипноза и других методов изменения сознания, надо отметить, что и эти способы воздействия на человека были известны и широко распространены задолго до XX века. “История гипноза является столь же древней, как и история колдовства, магии и медицины, к методам которых относится и гипноз. Его научное изучение началось в конце XVIII века, когда Франц Месмер, венский врач, начал применять гипноз в лечении своих пациентов”, а в средине XIX века английский врач Джеймс Брейд изучил этот феномен и ввел в употребление термины “гипноз” и “гипнотизация”cxxiii.

Исследователи гностицизма указывают на использование в нем магии в частности в гностических мистериях. Они отмечают, что у истоков христианского гносиса стояли маг Симон и Менандр. Плотин в своем сочинении против гностиков высмеивал различные “волшебные, заклинательные формулы гностиков, которые они между прочим применяли к излечению больных”. “Магия была излюбленным материалом, какой вносили в свои системы, преимущественно в культ — особенно некоторые гностики”cxxiv. Кроме того, “магия отчасти так же как и аллегория и мистика — служила средством пропаганды. Св. Епифаний делает остроумное замечание по поводу странно или дико звучащих различных наименований гностиков, вроде Кавлавках, Абраксас, Ялдабаот и др.cxxv. Они, по его мнению, пытались “действовать на воображение неопытных ужасными наименованиями и варварским составлением сих именований”cxxvi. С аналогичной ситуацией мы встречаемся и в наше время. Следует отметить, что обращение к магии было всеобщим явлением в эпоху гностицизма и как результат возрастания ее роли можно указать на создание теургии у неоплатониковcxxvii. Магические ритуалы совершаются по настоящее время в индуизме, в частности в тантризме.

Таким образом интерес к магии, гипнозу и их использование в сектантской практике не представляет собою исключительной черты современного сектантства. Единственное отличие некоторых современных сект от их предшественников в этой области состоит в том, что они используют технические достижения современной цивилизации для “подсознательного программирования”. Но природа этого воздействия остается прежней.

Е. Баркер, английская исследовательница в области социологии религии, дает описание методологии “подсознательного программирования” одной из сект, которая продавала кассеты “Видео-Гипноз”. В этих кассетах “фразы для внушения появляются на экране на несколько секунд и внедряются в музыкальное сопровождение во время разговора. Беседы ведутся на различные темы, как-то: ... “Канал света”, “Баланс чакр”, “Развивай свои психические способности сейчас”. И в этом случае нашлись люди, готовые платить 25 фунтов за 30 минут записи с уверенностью, что их сознание будет запрограммировано, в результате чего радикально изменятся их взгляды на жизнь.... Проблемы, в какой степени подобные методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко он используется в рекламных целях, активно обсуждались в Соединенных Штатах. И тем не менее пока нельзя заявить с полной уверенностью, что этот метод используется каким-либо из наиболее известных новых религиозных движений для обращения, а статистика говорит, что, если даже они и применяют не выявленное пока подсознательное внушение, эта техника практически не дает никаких результатов”cxxviii.

Из всех сект действовавших в России, достоверно известно, что лишь секта АУМ Синрикё пыталась с помощью каких то устройств воздействовать на нанятых ими на работу музыкантов, когда те пребывали в Японии. Но данных о том, что с помощью этих технологий кто то из них обратился в секту пока нет.

Современная светская антропология и социальная психология рассматривают гипноз, внушаемость в качестве систематизирующего фактора в ряду других составляющих формирующих социально-историческое развитие человека. Сейчас специалисты выделяют “особый вид боевого средства — информационно-суггестивное оружие, поражающее действие которого основано на целенаправленном (вредоносном) психическом программировании больших контингентов людей, населения целых стран”cxxix. Составной частью этого оружия являются электронные СМИ. Но если бы сектанты владели этим оружием, или эффективными технологиями, то мы были бы свидетелями массового обращения в секты.

Кроме того, сторонники тоталитарной теории “промывания мозгов” противоречат сами себе. Они заявляют, что секты завлекают к себе и удерживают новых членов с помощью каких то технологий, но в то же время утверждают, что “невольное зомбирование невозможно”cxxx. Следовательно, вовлечение в секту практически во всех случаях происходит через проповедь лжеучения, а не магическим воздействием. Поэтому разоблачение сектантских заблуждений должно стать главнейшей задачей, а не рассказы о нерелигиозных аспектах их деятельности (хотя и это необходимо).

Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин

К перечисленным признакам тоталитарного сектантства недавно добавилось еще несколько — новым в нем объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванный глобализацией распространения религиозных идей. Но с таким мнением согласиться нельзя. Синкретизм является неотъемлемой чертой индуизма на протяжении всей его историиcxxxi. Он имел место и в гностическом движении, охватившем как язычество, так и христианство, и в радикальном реформаторском анабаптистском движении в Европе XVI веке, и в хлыстовстве, и в современных сектах. Например, отмечается влияние гносиса на становление сайентологической доктриныcxxxii, в частности космологииcxxxiii. Теософы и антропософы заимствовали многие идеи из восточных религий и гностицизма, хотя и подвергли их переосмыслению.

Но иногда высказывается мнение, что синкретизм современных сект не похож на имевший место в древности в частности у гностиков, где якобы он носил возвышенный, интеллектуальный характер. Однако подобное заявление строится на упрощенном представлении о гностицизме, которое было преодолено в русском богословии в начале XX века. По этому поводу известный патролог профессор Попов И.П. писал, что в его время еще существовало устаревшее представление о сущности гностицизма, как явлению философского порядка. Но в научных исследованиях того времени тогда было установлено, “что гносис, знание, в котором гностики полагали свое преимущество, есть знание не столько философское, сколько религиозное, особая осведомленность в средствах и способах спасения, по большей части магических, от власти демонических сил. Соответственно этому и гностические системы были мозаикой из всевозможных мифологических образов и только немногие из них в качестве элемента второстепенного содержат в себе некоторые философские тенденции. Таково валентианство и те загадочные гностические сочинения, на основании которых Ипполит излагает учение Симона мага и Василида в своих Philosophoumena. Наоборот, гностические учения, дошедшие до нас в коптских памятниках совершенно чужды философии”cxxxiv.