«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Возникает вопрос — владеют ли этими методами сектанты? Если бы они владели, то они бы просто целыми группами гипнотизировали своих адептов и распространялись бы неимоверно быстро. Скорее всего, сектантов стараются использовать в качестве полигона этого оружия.

Известен один случай, когда секта аум сенрикю начала использовать нанятых на работу музыкантов для обращения в секту. Но даже когда используют методы гипноза, гарантии, что человек обратится, нет. Кроме того, есть весьма важная сторона — нельзя загипнотизировать человека без его на то согласие. И когда говорится, что секта использует гипноз, необходимо четко установить, в каком значении они употребляют это слово — в смысле медицинском или техническом (т.е. наработок современных антропологов, которые включают гипноз и постгипнотическое состояние в качестве элемента этой жизни человека).

Но как бы то ни было, сам факт воздействия на человека известен и применяется очень давно. Например, в древних сектах были известны мистерии посвящения. Это был тогда определенный мистический акт.

Кроме перечисленных признаков и особенностей новых тоталитарных сект относят и еще один — они полагают, что в доктринах тоталитарных сект появился невиданный раньше синкретизм и эклектизм, вызванный глобализацией распространения религиозных идей. Но опять же большего синкретизма, который наблюдается в гностический период, человечество еще не переживало. Кроме того, современные секты, которые именуют тоталитарными, деструктивными, для развития своих доктрин нередко обращаются к опыту гностиков, изучают их идеи, заимствуют. О чем имеются свидетельства. Так поступают мормоны, антропософы и теософы, считающие гностиков своими предшественниками. Что касается глобализма распространения религиозных идей, которому как будто бы способствуют учение тоталитарных сект, опять бездоказательно потому, что любая мировая религия всегда стремится к глобализму. Всегда стремится к миссии, распространению своих идей. Христианство не ждало, когда начнется эпоха глобального распространения религиозных идей.

Отличительной особенностью тоталитарных сект также считают приспособляемость к массовой культуре, срощенность с международным бизнессом, СМИ и спецслужбами некоторых государств. Что касается культурологической составляющей, то сама постановка вопроса показывает ограниченность антикультовой теории. Секты не приспосабливаются под массовую культуру, но их представления о духовной жизни соответствуют запросам людей этой культуры. Не массовая культура порождает методы деятельности сект, а эти методы деятельности естественны для всех, потому, что тот уровень духовности соответствует уровню представления о духовности людей этой массовой культуры. И кроме того, любая религиозная организация в пределах допустимого всегда стремится использовать культурные средства для выполнения своей миссии независимо от того какая это культура – массовая, высокая, т.е. это также не является особенной спецификой сект XX века.

Принцип использования подручных средств — это нормальный закон, которым всегда все пользуются.

Сотрудничество со спецслужбами также не является сектантской особенностью. Существовал он и до XX века. Так, в 1872 году Блавацкая предложила свои услуги 3-му отделу в качестве международного агента. В этом ей было отказано. Со спецслужбами сотрудничали многие, в том числе весьма солидные религиозные организации.

Срощенность с международным бизнесом тоже не является типично сектантской чертой. Многие религиозные организации содержат собственность, получают доход.

Антикультуристы таким образом переносят акцент с вероучительных положений религиозных групп на второстепенные вопросы их организационно-пропагандистской идеи. В таком подходе они уходят от анализа религиозных мотивов совершаемых сектантами поступков, чем не занимаются сторонники антикультовых теорий — так это сопоставлением святоотеческого мнения со своим противостоянием сектам.

Действительно, у святых отцов нет конкретных рецептов на все случаи жизни ибо их невозможно предусмотреть, но они дают нам правильный подход, методологию решения любых проблем. Отцы не сталкивались с электронными СМИ, но они знали внутренний закон человека, возможности воздействия на него. Новые возможности СМИ это лишь средство доставки информации человеку, но человек в своем роде остался прежним. Кроме того, известные древние ересеологи не уделяли много внимания вопросам привлекающим внимание нынешних антикультистов. Так святой Ипполит Римский старался обращать внимание главным образом не на внешнюю мифологическую сторону, а на внутреннюю философию. И свои сведения о сектах он черпал не из свидетельств лиц обратившихся от ереси, а главным образом из сочинений еретиков. Древний ересеолог Феодорит Кирский в своем труде «Еретические басни» пытается излагать учение еретических групп, чья самостоятельность определялась их теоретическими принципами, богословскими и философскими воззрениями, но не обрядовой практикой. По мнению профессора Н.Н.Глубоковского, эта методология избавила кирского пастыря от некоторых ересеологов.

Не желая оставаться в неведении еретиков, говорит профессор Глубоковский, он таким образом хочет дать объективное точное описание ересей, но вместе с тем лишь то, что достойно внимания. Блаженный Феодорит первоисточник ереси видит в дьяволе, который таким образом стремится примешать людям гибельное лекарство лжи. Антикультуристы же виновником появления секты считают ее лидера, а ее распространение объясняют различными психотехнологиями и другими средствами. Таким образом, они придерживаются не богословского, а социологического подхода к сектам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Классификация сект