Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

Свт. Афанасий Великий

ПОСЛАНИЕ О ТОМ,

ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ

7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно

1) Хорошо поступил ты, известив меня о бывшем у тебя состязании с защищавшими Ариево дело, в числе которых находились и некоторые из Евсевиевых друзей, а большая часть была из братий, мудрствующих по-церковному. Почему похвалил я твою христолюбивую трезвенность, прекрасно обличившую злочестие этой ереси, подивился же их бесстыдству, потому что и теперь, когда показаны нетвердость и суетность арианских умствований, даже осужденные всеми за свою во всем злонамеренность, — после всего этого ропщут они, подобно иудеям, говоря: для чего сошедшиеся в Никее отцы употребили не из Писания взятые речения: от сущности и единосущный. И ты как человек ученый доказал, что они, прикрываясь этим, не более, как пустословят, они же, выдумывая предлоги, не делают ничего необычайного для их злоумия, потому что так же разнообразят и меняют свою мысль, как хамелеоны — цвет: обличаемые краснеют, допрашиваемые приходят в затруднение, и потом с бесстыдством выставляют пустые отговорки. А если кто уличит их и в этом, — мучаются, пока не выдумают чего небывалого, и, по слову Писания, помышляют суетная (Иез 11:2), чтобы только остаться нечествующими.

Такое их усилие не иное что есть, как явный признак их неразумия, и как сказал я выше, подражание иудейскому злонравию. Ибо и иудеи, обличаемые Истиною, когда не могли противиться, 400

представляли предлоги, говоря: кое Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе? Что делаеши (Ин 6:30)? Между тем столько было знамений, что сами они говорили: что сотворим? Яко человек сей многа знамения творит (11:47). Мертвые воскресали, хромые ходили, слепые прозирали, прокаженные очищались, вода претворялась в вино, пятью хлебами насытились пять тысяч человек; все дивились и поклонялись Господу, признавая в Нем исполнение пророчеств, исповедуя, что Он — Бог, Божий Сын; одни только фарисеи, хотя видимые знамения были светлее солнца, всё еще как невежды оставались недовольными и говорили: почему Ты, человек сый, твориши Себе Бога? (10:33.) О несмысленные и подлинно слепотствующие умом! Им, напротив сего, надлежало сказать: почему Ты, Бог сый, стал человеком? Ибо дела показывали, что Он — Бог. Так надлежало сказать, и почтить благость Отца, и подивиться Его о нас домостроительству. Но они не сказали этого, даже не хотели видеть того, что совершалось, или и видели, правда, потому что по необходимости должны были смотреть на это, — но опять, меняясь в мыслях, роптали: для чего в субботу исцеляешь расслабленного и в этот день слепому от рождения возвращаешь зрение? И это опять было только одним предлогом и одним ропотом, ибо, когда Господь и в иные дни исцелял всяк недуг и всяку язю (Мф 4:23), — они обыкновенно порицали Его и лучше хотели подозревать в безбожии, именуя веельзевулом (Мк 3:22), нежели отречься от собственного своего лукавства. И хотя Спаситель так многочастно и многообразно открывал Свое Божество и всем благовествовал об Отце, тем не менее, как бы стараясь противу рожна прати (Деян 9:5), буесловя, противоречили они, только бы, по слову божественной 401

притчи, вины ища отлучитися от истины (Притч 18:1).