О новых временах, искушениях и "святой простоте"

Новые времена

Давно уже доходили до меня слухи, что в родном моем городке церковь открыта. И много лестного об этой церкви говорят - что, мол, и красна, и удобна, и служба в ней благолепная. Я жил в этом городе, учился в школе, что рядом с церковью и хорошо помню ее, голубушку, когда в ней еще склад продуктовый размещался, да березка на колокольне росла. Нынешним Великим постом сподобил меня Господь побывать в моем городке - и я порадовал себя приобщением Святых Тайн в гостях у нашей "Казанской Богородицы".

Что вам скажу? Церковь хороша. Красавица. И снаружи, и внутри - хороша! Стройная, просторная и, как ни удивительно, с годами я стал это ощущать, - намеленная. Батюшка благообразен, хоть и молод, а служит с чувством. И хор - невелик, но чистенько поют, грамотно - молиться не мешают. Одно только смущало... И хор пел, и псаломщик вычитывал, и диакон призывал: Миром Господу помолимся, и священник возглашал: Мир всем... А всех-то мирян, можно сказать, был только я. Были, правда, старушки - одна у подсвечника, другая у кануна... Заходили несколько раз посетители, но по тому, как они озирались по сторонам и неловко ставили свечи, видно было, что не на службу они пришли, а что-нибудь выпросить у Боженьки.

Служба кончилась. Выслушал я благодарственные молитвы - так проникновенно прочел их псаломщик, как в городских соборах не слыхивал. Потянуло меня к старушке, что ухаживала за подсвечником, да поглядывала на меня

- Здравствуй, матушка, - подошел к ней.

- Здравствуй, батюшка, - ковыряла она спицей в подсвечнике не глядя в мою сторону, видимо, уже изучила меня.

- Храм у вас хороший... И служба благолепная. - Да уж... - пожала плечами.

- И хор... И батюшка... Прихожан маловато...

- Сколько есть.

- Пятница Великопостная, а народу не очень... Жаль...

- Народ работает, - совсем отвернулась от меня.

- А бабушки?

- Бабушки в очередях и с внуками.

- Все, что ли? Городок-то не малый. Может, не знают, что церковь открыли?

- Эк, хватил! Третий год церковь работает - и не знают?! Знают!

- Так, что они, против церкви?

- Почему против церкви? Все за церковь. Когда хлопотали за нее, матушку (начальники собирались музей с танцами в ней сделать), все были за церковь. Людей никак тысячу подписалось. Первый год, как открыли, в день по сотни человек крещение принимали, и младенцы, и старики. Теперь поутихли... На праздники много приходит... Из поселков... По воскресеньям собираются... С санаториев отдыхающие...

- А свои что ж? Ну, та тысяча, что подписывалась за церковь?

- А чего? Пускай, говорят, стоит. Пригодится. Есть не просит.

- Так уж и не просит?.. Я вон смотрю и дверь бы вам входную поновей поставить... Да и пол бы подремонтировать...

- Да, дырок еще много. Алтари еще доделывать. Колокол бы несолиднее где достать. Да куда там с нашими! - даже тряпкой махнула в сердцах. - Не столько нищие, сколько жадные. До революции каждая семья десятину в церковь жертвовала. За то Господь и давал им все. А теперь с этой икономикой вон до чего докатились. Скоро друг дружку жрать будут.