Answers to Questions from Orthodox Youth
Механицизм, лежавший в основе первой научной парадигмы, был тем симпатичен христианскому стилю мысли, что он объяснял природные процессы без сомнительных апелляций к желаниям тех или иных духов.
Механицизм дал возможность уйти от аристотелевской объяснялки «природа не теприт пустоты». Ведь если природа что-то «терпит», а чего-то «не терпит», то, значит у нее есть душа. Но это как раз базовый тезис язычества и оккультизма.
Как разнились между собой архаичное и новевропейское, научное понимание одних и тех же феноменов, можно пояснить на примере школьных «сообщающихся сосудов». Почему в сообщающихся сосудах вода переливается из более полного в более пустой? Аристотелевское объяснение (природа боится пустоты) в восприятии Бойля слишком антропоморфно. В самой материи, возражает Бойль, нет ни разумности, ни источника движения. Если природа боится пустоты — значит у нее есть душа, значит человек неотличим от природы. Но если человек неотличим от мира, то почему же лишь он на Суде отвечает за себя? Тут одно из двух — или вода должна нести не меньшую, чем человек, ответственность за свои поступки, страхи и предпочтения. Или человек должен быть таким же безответственным, как вода. Последнее означает, что нет воздаяния, а, значит, нет осования и для нравственности. Поскольку же Бойль убежден в необходимости нравственной ответственности человека — он ищет нетелеологических и неантропоморфных, то есть неаристотелевских объяснений поведению воды. Вывод: вода поднимается не из-за боязни пустоты, а из-за разности давлений. Эту цепочку аргументов Бойля можно выразить кратко в силлогизме: вода в запаянной трубке поднимается из-за разности давления, а не из-за боязни пустоты, следовательно, еретики не могут утверждать, что душа смертна[68].
Как на самом деле происходило взаимодействие религии и науки при зарождении последней, можно изучить по книгам:
• Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т.3. М. — Л. 1933.
• Гурев Г. А. Коперниканская ересь в прошлом и настоящем. М., 1933.
• Выгодский М. Я. Галилей и инквизиция. М. — Л. 1934.
• Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция М., 1955
• Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. Вып. 1. М., 1950.
• Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Т. 1 М., 1980. Т.2 М., 1987
• Гайденко П. П. История новооевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000
• Яки С. Спаситель науки. М. 1992.
• Яки С. Бог и космологи. М.1993.
• Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М. ИНИОН.1991.