О календаре. Новый и старый стиль

Что касается самой поздней даты, то тут надо принять во внимание следующее. Полнолуние 18 апреля всегда будет первым после весеннего равноденствия. Полнолуние 19 апреля может быть и первым (если предыдущее — 20 марта) и вторым (если предыдущее — 21 марта). Полнолуние 20 апреля во всех случаях будет вторым. Таким образом, самым поздним адекватом 14 нисана будет 19 апреля, а самой поздней возможной датой пасхального воскресенья (в случае если полнолуние в воскресенье 19 апреля) естественно считать 26 апреля нового стиля.

Воскресенье, приходящееся на более поздние сроки (27 апреля нового стиля и далее), всегда будет воскресеньем после второго весеннего полнолуния. Отгороженное от 14 нисана этим вторым полнолунием (14 яра), оно выглядит утратившим с 14 нисана всякую связь и никак не может считаться отвечающим традиционным требованиям о праздновании Пасхи после 14 нисана.

Между тем, в результате прогрессирующего отставания нашей пасхалии от актуальных астрономических данных, уже сейчас у нас такая, явно запоздалая, датировка Пасхи имеет место, притом довольно часто, поскольку самый поздний срок Пасхи определяется сейчас у нас датой 8 мая нового стиля.

Какой же практический вывод надо сделать из всего вышесказанного?

На первый взгляд, самым простым и наиболее естественным было бы такое решение, при котором Пасха праздновалась бы всегда в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В рамках традиционного (и практически самого удобного) 19-летнего лунного цикла это решение выглядело бы приблизительно так (см. таблицу 1).

В рубрике «Узкие (семидневные) сроки Пасхи» указана датировка, которая, по-видимому, лучше всего отвечала бы каноническим требованиям.

Однако такое решение пасхалической проблемы имело бы свои неудобства:

1) оно означало бы слишком резкое смещение ныне принятых в Православной Церкви сроков Пасхи;

2) при этом решении сроки эти в православном календаре передвинулись бы на более раннее и, следовательно, более холодное время, чем сейчас,что представляло бы большое неудобство для северных стран;

3) при таком решении сохранялся бы тот широкий диапазон в датировке Пасхи, который вызывает сейчас такие большие возражения по ряду причин.

Ввиду этого нам необходимо исследовать возможности иных решений и, прежде всего, рассмотреть под каноническим углом зрения получившую уже широкую популярность идею установления постоянного узкого семидневного срока, в пределах которого заключалось бы всегда пасхальное воскресенье. Есть несколько проектов установления таких узких семидневных сроков. Однако тут надо сразу сказать,

Таблица 1

Годы лунного цикла Текущие календарные годы Возраст луны на 21 марта 1-ое весенн. полнолун. (14 нисана) Узкие (семидневные) сроки Пасхи Совр. датировка по правос. пасхалии Совр. датировка по западн.пасхалии 1 1963 1982 11 9 апр. 10-16 апр. 13-19 апр. 9-15 апр. 2 1964 1983 22 29 мар. 30 мар.-5 апр. 2-8 мая. 29 мар.-4 апр. 3 1965 1984 3 17 апр. 18-24 апр. 21-27 апр. 17-23 апр. 4 1966 1985 14 6 апр. 7-13 апр. 10-16 апр. 6-12 апр. 5 1967 1986 25 26 мар. 27 мар.-2 апр. 29 апр.-5 мая 26 мар.-1 апр. 6 1968 1987 6 14 апр. 15-21 апр. 18-24 апр. 14-20 апр. 7 1969 1988 17 3 апр. 4-10 апр. 7-13 апр. 3-9 апр. 8 1970 1989 28 23 мар. 24-30 мар. 26 апр.-2 мая 23-29 марта 9 1971 1990 9 11 апр. 12-18 апр. 15-21 апр. 11-17 апр. 10 1972 1991 20 31 мар. 1-7 апр. 4-10 апр. 31 мар.-6 апр. 11 1973 1992 1 19 апр. 10-16 апр. 23-29 апр. 18-24 апр. 12 1974 1993 12 8 апр. 9-15 апр. 12-18 апр. 8-14 апр. 13 1975 1994 23 28 мар. 29 мар.-4 апр. 1-7 мая 28 мар.-З апр. 14 1976 1995 4 16 апр. 17-23 апр. 19-25 апр. 15-21 апр. 15 1977 1996 15 5 апр. 6-12 апр. 8-14 апр. 4-10 апр. 16 1978 1997 26 25 мар. 26 мар.-1 апр. 27 апр.-З мая 24-30 мар. 17 1979 1998 7 13 апр. 14-20 апр. 16-22 апр. 12-18 апр. 18 1980 1999 18 2 апр. 3-9 апр. 5-11 апр. 1-7 апр. 19 1981 2000 29 22 мар. 23-29 мар. 24-30 апр. 10-25 апр.

что ни один из существующих проектов такого решения и ни один из возможных подобных проектов, в его чистом виде, не может быть признан удовлетворительным с канонической точки зрения. Наименее удовлетворительным был бы проект наиболее ранней фиксации сроков Пасхи. Например, фиксация семидневного срока Пасхи в пределах 22-28 марта не грозила бы коллизией с каноническими нормами только в одном единственном случае — когда день 21 марта является днем полнолуния. Во всех остальных случаях Пасха, при такой ранней фиксации ее сроков, могла бы приходиться — а в подавляющем большинстве случаев непременно приходилась бы — до наступления весеннего полнолуния. Фиксация Пасхи в пределах 23-29 марта не грозила бы такой коллизией только в двух случаях: если бы полнолуние было 21 или 22 марта. Фиксация в пределах 24-30 марта не грозила бы коллизией в трех случаях и т. д. Продолжая последовательно в таком же духе рассмотрение других возможных сроков фиксации, мы придем к выводу, что наиболее удобным сроком фиксации семидневного предела Пасхи был бы срок 12-18 апреля. Срок этот, с одной стороны, совершенно исключает возможность такой запоздалой пасхалической датировки, при которой Пасха уходила бы за пределы лунного периода, началом которого является 14 нисана, и следовала бы за вторым весенним полнолунием (14 яра), с другой стороны — сводит к минимуму возможность преждевременной датировки Пасхи, до наступления полнолуния 14 нисана.