О календаре. Новый и старый стиль

Поскольку, однако, возможность такой преждевременной, с точки зрения канонов, датировки и тут не исключена совершенно, следовало бы внести соответствующий корректив с учетом тех случаев, когда весеннее полнолуние бывает позже 11 апреля.

Построенная по этому принципу 19-летняя таблица пасхального цикла выглядела бы таким образом (см. таблицу 2).

Таблица 2

Годы лунного цикла Текущие календарные годы Возраст луны на 21 марта 1-ое весен. полнолун. (14 нисана) Узкие 7-и днев. сроки Пасхи 1 1963 1982 И 9 апр. 12-18 апр. 2 1964 1983 22 29 мар. 12-18 апр. 3 1965 1984 3 17 апр. 18-24 апр. 4 1966 1985 14 6 апр. 12-18 апр. 5 1967 1986 25 26 мар. 12-18 апр. 6 1968 1987 6 14 апр. 15-21 апр. 7 1969 1988 17 3 апр. 12-18 апр. 8 1970 1989 28 23 мар. 12-18 апр. 9 1971 1990 9 11 апр. 12-18 апр. 10 1972 1991 20 31 мар. 12-18 апр. 11 1973 1992 1 19 апр. 20-26 апр. 12 1974 1993 12 8 апр. 12-18 апр. 13 1975 1994 23 28 мар. 12-18 апр. 14 1976 1995 4 16 апр. 17-23 апр. 15 1977 1996 15 5 апр. 12-18 апр. 16 1978 1997 26 25 мар. 12-18 апр. 17 1979 1998 7 13 апр. 14-20 апр. 18 1980 1999 18 2 апр. 12-18 апр. 19 1981 2000 и т. д. 29 22 мар. 12-18 апр.

Характеристика этого проекта

Самый ранний срок Пасхи — 12 апреля (н. ст.), самый поздний — 26 апреля.

В 14 случаях из 19 Пасха будет в пределах узких сроков: 12-18 апреля.

Во всех случаях Пасха будет: а) после весеннего равноденствия, б) после первого весеннего полнолуния, в) до наступления второго весеннего полнолуния.

Некоторое сомнение могло бы вызывать то обстоятельство, что при таком решении Пасха приходилась бы не только в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, но и во второе и в третье и даже в четвертое. Но если мы сравним такое положение с нынешним, когда Пасха будет в первое, второе, четвертое и даже пятое воскресенье после первого весеннего полнолуния, то придем к выводу, что и в этом отношении предлагаемый проект выдерживает сравнение.

Возможные небольшие коррективы астрономов-специалистов после проверки таблицы 2 «на точность» (касается это прежде всего средних циклических показателей возраста луны на 21 марта) едва ли могут отразиться на самом существе дела.

РЕЗЮМЕ

Утверждение Зонары, Вальсамона и Властаря, будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно.

Наиболее естественным решением пасхалической проблемы в духе канонов было бы празднование Пасхи в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (таблица 1). Однако это сопряжено было бы с неудобствами: а) сроки Пасхи передвинулись бы на более холодное время, б) сохранился бы тот широкий диапазон сроков Пасхи, который вызывает неудобства и которого сейчас хотят избежать.

Ни одно из предложений относительно фиксации праздника Пасхи в узких семидневных пределах (8-Ы апреля, как предлагает патриарх Афинагор, или 15-21 апреля, как предлагает Афинское совещание) не отвечает каноническим требованиям (так как во многих случаях при такой фиксации Пасха приходилась бы раньше первого весеннего полнолуния или же позже второго).