Операция на сердце или из баптизма в православие

Знать о том, что говорит Слово Божье о греховности это одно; увидеть греховность в себе это совсем другое. Да, Слово Божье судит намерения сердечные, но от меня зависит, способен ли я эти намерения представить на суд.

Мог ли я, искренний, горячий христианин, неустанно поучающийся в Слове Божьем, обманываться в чистоте своих комнат 38? Взгляните на книжников и фарисеев. Они более всех были сведущи в Писаниях. Они имели право изъяснять Закон Божий в синагогах. Они искренне были уверены в своем твердом следовании Закону, в своей праведности, в своем спасении. Они могли с искренней радостью молиться в храме, воздавая благодарение Богу за свой высокий духовный уровень (см. Лк. 18:11 и далее). Без страха и трепета они обращались к Господу, с Которым были явно на короткой ноге (см. Лк. 18:11 и далее). Христос даже сказал о них: "Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте" (Мф. 23:3). Но им самим Христос произносит страшный приговор:"Горе вам!" (Лк. 11:42). На библейском языке это проклятие.

Фарисей и мытарь из притчи Христа одинаково усердно молились в храме (см. Лк. 18:11 и далее). Но у фарисея был обманчивый взгляд на свою греховность. Мытарь же не обманывался. Я думаю, у человека есть только два взгляда на себя фарисея и мытаря.

Покаяние мытаря это не только начало христианской жизни. Это вся христианская жизнь 39. Если мы не учимся покаянию мытаря, мы неизбежно обольщаем себя и учимся быть фарисеями. В баптизме никто меня специально не учил фарисейству. В общине ЕХБ проповедники искренне призывают братьев и сестер: "Святой да освящается еще!" (Откр. 22:11). Но об опасности, которая подстерегает всех, стремящихся к святости, я слышал очень мало. А между тем, эта опасность самообольщение огромная и близкая к каждому из нас! Я не преувеличиваю. Протестанты часто ставят в пример Церковь первого века и говорят, что надо возвращаться к первохристианству. Но первые христиане, при всей их духовной силе и ревности в служении, не избежали самообольщения!

Верующие коринфской церкви, по словам апостола Павла, "обогатились [во Христе] всем, всяким словом и всяким познанием" (1 Кор. 1:5). "Вы письмо Христово", - обращается апостол Павел к коринфянам (2 Кор. 3:3). Однако их духовные успехи стали для них поводом к гордости (см. 1 Кор. 4:19, 5:2, 2 Кор. 12:20). Они уже не могли трезво смотреть на себя. Коринфяне считали себя хорошими христианами (см. 1 Кор. 4:10), но не замечали, что в общине прижились зависть, споры (см. 1 Кор. 3:3), клевета, беспорядки (см. 2 Кор. 12:20), разделения (см. 1 Кор. 1:10-13) и даже блуд (см. 1 Кор. 5:1). В итоге апостол Павел обличает коринфян: "Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога" (1 Кор. 15:34).

Галаты не замечали своего уклонения в иудаизм (см. Гал. 3:1); асийские христиане не замечали страдающего в узах апостола Павла (см. 2 Тим. 1:15); в одной малоазийской церкви не замечали Диотрефа, который "любил первенствовать" и поносил "злыми словами" апостола Иоанна (см. 3 Ин. 1:9). Таких примеров самообольщения (и, как следствие, духовной слепоты) в первохристианской церкви немало еще есть в Новом Завете. Гордость и самообольщение реально угрожали даже апостолу Павлу. В одном из своих посланий он писал: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое 40, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:24-27). Но Божественный Промысел на этом "усмиряю и порабощаю" не заканчивается: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12:7-9).

Насколько же угрожала апостолу опасность самообольщения, если Бог прибегает к одному из крайних средств попущению тяжелой хронической болезни (по другому толкованию некоего изнурительного искушения)! Апостол Павел понял, чем грозит ему испорченная человеческая природа. Немощь плоти хранила его от духовной болезни (еще более тяжелой и опасной) превозношения. Поэтому Павел смирился со своей немощью, принял ее; не стыдился, но "хвалился" ею.

Итак, даже апостол Павел, автор половины книг Нового Завета, миссионер, основавший множество христианских общин на обширной части Римской империи, великий муж веры, признавал, что гордость готова вот-вот настигнуть его. Он видел ее совсем близко. Я думаю, он постоянно ощущал, как тянется к превозношению его плоть, его сердце. Апостол Павел смирял себя, как мытарь в храме, который бил себя в грудь, сознавая свою бесконечную немощь перед Богом

Злую шутку разыгрывает испорченная человеческая природа с теми, кто, обретая духовные дарования, забывает о покаянии мытаря. Правильный христианин начинает хвалиться своей "правильностью" 41 (как-будто она присуща ему и не была дарована свыше не по заслугам, а по Божьей милости! См.: 1 Кор. 4:6-7). Именно таким "христианином" я и вырос в баптизме. Даже свои грехи я обращал в повод к гордости: "Не говоря о том, что они у меня совсем мелкие и незначительные, кто, как не баптист, умеет в них каяться"! Правда, иногда мое сердце охватывала странная неизбывная тоска 42, и слезы подступали к горлу. Мне хотелось излить их в молитве, но было как-то неудобно перед собой: вроде не о чем было плакать. Может быть, это давала о себе знать больная душа (см. Приложение № 3).

Русские баптисты совершают немало добрых дел и стремятся к истинному благочестию 43. В делах они хотят показать благодатность своей веры. Но лично я легкомысленно относился к предостережению ап. Павла: "Не гордись, но бойся" (Рим. 11:20). Я не видел свою погибель, которой предшествует гордост 44 (см. Прит. 16:18).

36.Причем грязи может появиться еще больше, чем было до "уборки" (см. Мф. 12:43-45).

37.Мнение протестантского пастора из журнала "Вера и жизнь": "Наш взгляд таков. Бог хочет спасти всех. Это невозможно явно не по причине бессилия Бога. Значит, от человека что-то зависит. С другой стороны, множество мест в Библии указывают на то, что спасение не наша заслуга. Что это дар. Есть достаточно мест, которые говорят о нашем бессилии перед грехом, о всецелом уповании на милость. Думается, что ответ коренится вот в чем. Как правило, мы судим по поступкам. Однако поступки не всегда выражают состояние человеческого сердца. Человек может не делать явных грехов, но при этом быть гордым, сластолюбивым, злоречивым. И ко всему прочему весьма далеким от самоосуждения. Другой же, наоборот, может совершать много явных грехов, осознавать их и очень глубоко переживать свое состояние Даже при крещении мы даем Богу обещание не абсолютно безгрешной жизни (а способны ли мы к ней?), а обещание доброй совести (другой вариант перевода крещаемый просит у Бога добрую совесть)". В народе на этот счет есть пословица: иной не пьет, и гордится, а иной пьет и кается. Кстати, в притче о блудном сыне оба этих человека из пословицы наглядно представлены в образах старшего и младшего братьев (см. Лук. 15:11-32).

38.Однажды на собрании общины ЕХБ я с пафосом проповедовал: "Братья и сестры! Слава Богу, что Он хранит нас от гордости! Поблагодарите же Его те, кто избавился от гордости!". До сих пор стыдно.

39.И такое понимание заложено в вероучении ЕХБ: "Христианин нуждается в постоянном освящении в течение всей жизни (Евр. 12, 14; Откр. 22, 11) Освящение осуществляется Богом (1 Фес. 5, 23) с участием самого верующего К участию человека относится: 1) осуждение, исповедание своих грехов и сознание нужды в прощающей благодати Божьей (1 Иоан. 1, 7-9; 1 Кор. 11, 31; 2 Кор. 7, 1; Евр. 4, 16)". Интересно, что следовать этому, вполне православному, первому пункту я начал учиться только в православии. В баптизме сей пункт я сдал "экстерном" еще до крещения.