Операция на сердце или из баптизма в православие
Мнение священника РПЦ
Эта книга немного не вписывается в контекст времени, когда "каждый кулик свое болото хвалит", когда в политической, национальной, духовной сферах жизни общества идет борьба, в которой отстоять свою правоту важнее Истины. С другой стороны, эта книга очень актуальна, потому что она, на мой взгляд, выполняет миротворческую миссию. Примирить людей, находящихся в разных конфессиях, примирить хотя бы на бытовом уровне: вот, к чему, по всей видимости, стремится автор. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9).
Книга исповедальна, но ощутимо в ней и проповедническое начало, потому что предназначена она, прежде всего, для евангельских христиан-баптистов, то есть для тех, с кем у автора было и в чем-то остается единодушие. Они теперь ходят в разные храмы, но по-прежнему веруют в единого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Автор рассказывает о том, что с ним произошло. Он делится с читателем своими открытиями. На своем жизненном пути он приходит к осознанию предвзятости своих суждений. В нашем мире сегодня проблема взаимопонимания одна из самых острых. Мы часто не понимаем даже близких людей: родители не понимают детей, супруги друг друга. Немалую роль в этом играют стереотипы мышления. Осознать иллюзорность, зашоренность своих взглядов очень непросто. Человек устроен так, что ему трудно расставаться со своими предубеждениями, даже если они навязаны ему извне. Но, чтобы совершенствоваться, он должен знакомиться с другими точками зрения и, при необходимости, переосмыслять свою. Стереотипы это бег по кругу, отсутствие развития.
Эпоха атеизма даром не прошла. Еще долго мы будем пожинать его плоды. Хотя уже более десяти лет мы живем в условиях религиозной свободы, но мы видим также, как с бешеной скоростью начал строиться "новый Вавилон". Многие люди, потерявшись в этой "свободе без совести", стали искать твердую почву под ногами. Для молодежи этой почвой нередко оказывается протестантизм западная модель понимания того, что есть христианство. Автор настоящей книги упоминает о, так называемом, русском баптизме. Чем-то он отличается от американского, европейского баптизма. Автор пытается провести мысль, что у русских баптистов есть какие-то общие грани с русской культурой, а значит, и с православием. Например, для автора и во время его пребывания в баптизме иконы имели какую-то ценность.
Реформация в 16-м веке в Европе это протест против искажений евангельского учения, искажений, которые действительно были (в том числе, и на догматическом уровне) в католической церкви, отпавшей в 11-м веке от Вселенской Церкви. Почему бы Мартину Лютеру в то время не обратиться взглядом на православный восток? Но каким был восток тогда? Константинополь уже давно завоеван. Россия в сознании европейцев неизвестная, дальняя и дремучая страна. В этом смысле выбора у протестантов не было. Выход им представлялся один: назад к Писанию, к первым векам христианства.
Сегодня протестантов смущают в православии, на мой взгляд, лишь два спорных момента. И автор их выделяет. Протестанты считают, что некоторых православных установлений в Священном Писании нет. Автор настоящей книги, на мой взгляд, убедительно показывает, что в Библии они все же есть. И другой момент. Часто люди об учении Русской Православной Церкви (РПЦ) судят по конкретным поступкам мирян или священников. Причем судят нередко на основании публикаций в СМИ. Но многие наши газеты, телепрограммы сегодня отличаются любовью к скандалам, "жареным" фактам и т.д. Поэтому действительность в них порой грубо искажается. Не стоит им сильно доверять. "Попробовать" православие надо самому. Только тогда можно узнать его настоящий вкус. Вадиму Акентьеву поневоле пришлось "вкусить" православие, и, как видно из книги, он нисколько об этом не пожалел.
В России сегодня большая часть населения причисляет себя к православию. Однако при этом у нас огромной популярностью пользуются астрология, магия, оккультизм. На основании этого делают вывод, что в православии есть проблемы с учением. Но вывод ошибочный, и автор пишет почему. К слову сказать, иудаизм в древности был богооткровенной и истинной религией. При этом мы видим, что евреи нередко впадали в идолопоклонство. Разве это была проблема Божественного Откровения? Для протестантизма на западе проблема номинального христианства не менее актуальна, чем для православия на востоке. Столь многочисленные в нашей стране "православные" безбожники или, наоборот, "многобожники" это слабость не православного учения, не Церкви Христовой, а человека.
Однако не только помирить людей разных вероисповеданий хочет автор. Жить дружно это лишь первый шаг. Задача, которая стоит перед христианами разных конфессий не столько мирно сосуществовать, сколько быть онтологически, сущностно едиными. Едиными во Христе. А это значит быть в единой Церкви Христовой. Автор книги не призывает проделать тот же самый путь к единству, что и он прошел. Но он убедительно показывает, что такой путь возможен. Это не значит, что человек должен предать идеи, например, баптизма и перебежать в другой лагерь. Речь идет о том, чтобы вернуться к истокам, к которым в свое время, по разным причинам, объективным или субъективным, не смог вернуться Мартин Лютер и его последователи.
Эта книга приглашает к диалогу. Автор не навязывает свой выбор. Он деликатно делится с читателем своими "открытиями". Однако если бы кто-то из числа читателей-протестантов логически завершил Реформацию в своей отдельно взятой жизни и обрел то, что искали его предшественники "единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь", возможно, это принесет автору радость, радость глубокую духовную.
Иерей Евгений Сидорин
Немного о себе
Моей жене,
Богом данной спутнице и помощнице,