On Hearing and Doing
небольшой группы людей, что христиане
разошлись так давно и так давно перестали
общаться, что они перестали вообще друг
друга понимать, и что надо создать какую-то
организацию, место, где христиане разных
вероисповеданий будут встречаться не с тем,
чтобы друг друга критиковать или рвать, а
чтобы друг перед другом свидетельствовать
о том, что они за столетия узнали о Боге,
узнали о жизни, узнали о Церкви. Это может
быть много или мало – эта тема не
поднималась, поднимался вопрос о том, что мы
разошлись и больше друг друга не знаем. И
был замечательный период между 1948 годом и
концом пятидесятых – началом шестидесятых
годов, когда христиане разных
вероисповеданий встречались в
экуменическом движении, зная, что
собеседник открыт, а не закрыт, что
собеседник будет слушать с искренним
желанием услышать то, что ему говорят, и
понять то, что ему говорят, хотя и не
обязательно согласится; что если будет
возражение, вопросы или спор, то для того,
чтобы понять друг друга, а не для того, чтобы
друг друга разрушать.
Православные
тогда очень много свидетельствовали о
своей вере; и целый мир католический и
протестантский вдруг обнаружил, что
Православие существует, что это не просто
разновидность, причем "подпорченная"
разновидность западных вероисповеданий, а
что оно имеет свое лицо, свои глубины, и
имеет, что сказать. Затем, когда мы привыкли
друг с другом говорить, начали говорить о
существующих различиях и о том, что нас
разделяет; и был интересный, живой период,
когда мы сличали наши разногласия, причем
опять-таки не с тем, чтобы друг друга
обращать, а с тем, чтобы осведомить друг
друга и понять один другого.