On Hearing and Doing
поляризация в какую-то сторону. Одних можно
было ругать сколько угодно, и даже
добродетельно их ругать: скажем, Южную
Африку каждый ругал сколько Бог на душу
положит; а некоторых других – нет, ругать не
надо, потому что они "в становлении";
скажем, террористическое движение в Африке
ругать нельзя, потому что это часть борьбы с
расизмом. И тут стало очень сложно, очень
скользко и, я бы сказал, очень неприглядно,
потому что тогда стали выступать на первый
план политические интересы, политические
симпатии. Помню, я выступал по какому-то
поводу, и мне Генеральный секретарь
Всеафриканской христианской конференции
сказал: Вы бы помолчали, – все равно мы все
будем голосовать против вас, потому что мы
от этих людей получаем оружие... Этим все
сказано было, и тут никакая
принципиальность больше не играла роли.
Поэтому сейчас экуменическое движение
стало очень сложным явлением. Я уже
несколько лет не участвую в нем как
официальное лицо, но лет двадцать
участвовал как представитель Русской
Церкви; и первые периоды были очень богаты
содержанием; теперь все стало очень
политично, социально, и тема о христианском
единстве ушла далеко на задний план.
Это
– экуменическое движение в официальном его
виде. На местах оно сыграло громадную роль
тем, что сделало возможным для людей
встречаться без ненависти, встречаться с
интересом, с какой-то открытостью, даже
молиться вместе. На ранних межцерковных
собраниях католикам было запрещено
молиться с другими; поэтому католики стояли
за дверью собрания в ожидании, что собрание
кончит молиться, и потом вступали и
садились на места для обсуждения темы; а
когда в конце предстояла молитва, все