On Hearing and Doing
стенам, свечки стоят на голом полу (и для
освещения и для прикуривания), и один из
молодых людей стоит, свои стихи читает. Я
пробрался в какой-то угол, сел на матрас и
стал слушать. Первое, что меня поразило, это
– как его слушали. Там было человек
пятьдесят, и слушали его благоговейно, как
слушают человека, который говорит о себе
самое сокровенное и которого слушают с
вниманием и уважением к тому, что он свою
душу открывает. В какой-то момент он кончил,
сказал: Ну, кажется, все, – и пошел сел на
свой матрас; потом еще кто-то выступил, и еще
кто-то. Я подумал: если я дикий, почему бы мне
не выступить? – и на четвереньках выбрался
вперед и говорю: я хочу сказать нечто; я хочу
сказать вам, как и почему я стал верующим. Я
им рассказал сначала о ранних годах
эмиграции, о том, как жилось – потому что им
не вредно сообразить, что жилось-то хуже,
чем им; мы не были такие мохнатые, кудластые,
но ели меньше... Потом рассказал, каким
образом я стал верующим; когда кончил, была
такая минута молчания, началась
драматическая пауза; я подумал: ух, как
благоговейно все это звучит! – Но
благоговение кончилось, потому что вдруг
открылась дверь, огромный барбос ворвался в
комнату, промчался вокруг прямо ко мне,
ткнулся мордой в лицо и удрал. Этим, конечно,
кончилась мистическая атмосфера,
драматический эффект был уничтожен; после
этого мы еще довольно долго сидели,
рассуждали, и кто-то из них ко мне подошел и
говорит: Хорошо, что Вы пришли! – А почему? –
А у Вас глаза добрые... – А что? – Знаете, Вы
на нас смотрите и не презираете... Такая
реакция очень интересна была, потому что,
конечно, их принимают и в хвост и в гриву.
Это
была первая встреча; потом стали ко мне в
церковь ходить хиппи. Наши старушки, я бы