On Hearing and Doing

любви к нам Он захотел быть таким же

уязвимым, как мы, таким же беспомощно-беззащитным,

как мы, таким же презренным, как мы бываем в

глазах тех, кто верит только в силу и успех.

Вот каким

раскрылся перед нами Бог. И Он нам открыл,

что нет такой глубины падения,

растерянности и страха, и ужаса, в которую

Он до нас не сошел, с тем, чтобы если и мы в

нее падем, мы не оказались бы одни. В

Гефсиманском саду Он, в борении и ужасе,

встречал не Свою, а нашу смерть. И в течение

всей Своей жизни Он был именно с теми людьми,

которые нуждались, чтобы к ним пришел Бог,

потому что они потеряли к Нему дорогу. Вот

Бог, в Которого мы верим, вот Бог, Который

крестной любовью и ликующей, торжественной

любовью Воскресения нас возлюбил, искупил и

открыл нам величие человека и нашего

призвания. Поэтому станем жить достойно

того звания, к которому мы призваны, радуясь

о том, что с нами Бог! Аминь.

Ноябрь

1975 г.

Пер.

с англ.

Как читать Евангелие

Митрополит Сурожский Антоний

КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

     Меня часто спрашивают: как нам читать Евангелие, чтобы оно достигало не только до ума, но и до сердца, и так, чтобы оно не стояло всегда перед нашим умственным взором как осуждение, когда каждое действие Христово, каждое слово Христово, каждая Его заповедь осуждают нас в том, что мы не такие люди, которые поступают, как Он, думают и чувствуют, как Он, или выполняют то, что Он заповедал нам?

     Из страха, из обескураженности мы ничего не достигнем; мы должны читать Евангелие так, как если бы Господь Иисус Христос пришел к нам как самый близкий друг, то есть как кто-то, кто заботится о нас больше всех других, кто не только вообще желает нам добра, но готов сделать все, именно все для нас, что возможно не только по-человечески, но и по-Божьи.

     По человечеству мы знаем, что Христос отдал за нас Свою жизнь и Свою смерть; как Бог – Он открывает нам врата вечности: Я есмь дверь; кто войдет Мною, войдет в жизнь вечную.

     Первое, что мы должны сделать, когда приближаемся к Евангелию, – это взять его с благоговением, с чувством, что мы держим не только книгу и что мы будем читать не просто слова, но что эта книга и эти слова, которые мы читаем – это СЛОВО, Бог говорящий; говорящий через действие, говорящий человеческими словами. И очень важно, что человеческие слова являются для этого средством, потому что мы не можем проникнуть в таинственный ум Божий. Не сказал ли Бог через Исаию пророка: Мысли Мои выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших? Но во Христе Он обращается к нам на человеческом языке.

     И затем мы должны прислушиваться к тому, что Он говорит, и вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые описаны в том или другом евангельском отрывке, с благоговением, с интересом, с трепетом, потому что это Он говорит нам, Его мы видим движущимся, действующим, спасающим. И мы должны постараться и найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы присутствовали действительно, когда Он произносил эти слова, слушать, как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию людей, пришедших к Нему. И слушать, будто слова, которые Он произносил, как говорит в Евангелии апостол Петр, – слова жизни, не слова смерти; слова, способные пробудить в нас все, что есть живого и по-человечески, и по вечности, по-Божиему; слова жизни, а не слова смерти в том смысле, что они должны привести нас к жизни, а не осудить нас даже прежде нашей смерти.