О монашестве. Обеты девства, нестяжательности и послушания

I. Что такое в существе своем обеты девства, нестяжательности и послушания; какое основание для них в духе человеческом и Св. Писании.

П. Какие побуждения, цель и причины освящения обетами сих именно добродетелей.

III. Содержание, объем и предел обетов девства, нестяжательности и послушания.

IV. Важность их как средств к достижению высшего совершенства, и как добродетелей.

V. Наконец, святость и ненарушимость их сохранения.

I. ОБЕТЫ В СУЩЕСТВЕ СВОЕМ. ОСНОВАНИЕ ОБЕТОВ

Обеты в существе своем.

Обет, вообще, есть действие Богопочтения, в котором дается добровольное обещание пред Богом посвятить Ему лицо или вещь, или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом.

В частности, обет девства, нестяжательности и послушания в существе своем есть обещание постоянной, всецелой "преданности себя Богу, с таким расположением духа, по которому христианин всего себя, все, что ему принадлежит, все, что может с ним сретиться, предоставляет воле и Провидению Божию, так что сам остается только стражем своей души и тела, как стяжания Божия" (Слово на Благовещ. Высокопреосвященного Филарета митрополита Московского. - Авт.), только орудием в собственных действиях, только свидетелем происходящего с ним. На языке Св. Писания это есть жизнь распятая, смерть для греха и жизнь для Бога, жизнь сокровенная со Христом в Боге (Каллист. и Игнат. Гл.97, с.99. Ч.2. Доброт. - Авт.), как выражается Ап. Павел: Христова сораспяхся, живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:19.20). Умросте, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол.3:3).

Обет монашества по цели своей есть деятельное всецелое стремление духа, путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства - возможно большего уподобления Богу и теснейшего единения с Ним и высшего блаженства.

Основание обетов

Такое выспреннее стремление духа, выражающееся в монашеских обетах, не есть дело чистого произвола человеческого и фанатизма, но есть необходимое обнаружение свойственной духу человеческому жажды высшего нравственного совершенства, возбуждаемой Богом [7], - имеет основание в существенных свойствах и потребностях человеческого духа, и в Св. Писании.

Существенное свойство духа есть постоянное стремление к высшему умственному и нравственному усовершенствованию; остановиться в сем стремлении для духа всегда деятельного не естественно и есть смерть для него. Дух человеческий, созданный по образу Божию, естественно стремится к Богу, - к возможно большему уподоблению своему Первообразу, к теснейшему единению с Ним, как последней целью своих стремлений и источником высшей жизни и блаженства. А для развития и укрепления выспренних стремлений духа нужны и высшие подвиги самоотвержения, каковы, например, подвиги девства, нестяжательности и послушания; нужны сии подвиги самоотвержения, потому что самоотвержение для падшего человечества есть необходимый, единственный возвратный путь из области сатанины к Богу; необходимы сии усильные подвиги нравственного самоумерщвления по причине неизбежной борьбы высших, чистых потребностей духа с противоположными им, грубыми, чувственными наклонностями растленной природы человеческой (Мф.6:24;Гал.5:17), потому что одни из них всегда раскрываются и усиливаются только с ослаблением других.

Хотя закон Божий обязательно и не требует от всех и каждого высших подвигов самоотвержения (монашества) - по снисхождению к немощам людей (Деян.15:28-29); однако же и не возбраняет, но предоставляет оные усердию каждого, тем паче, что и никого не освобождает от обязанности постепенно, по мере своих сил, стремиться к высшему Богоподобному совершенству (Лев.11:44;19:2; Мф.5:48; 1Пет.1:15-16). Выспреннее стремление духа к высшему совершенству, выражающееся в монашеских обетах, имеет основание и в ясных наставлениях Священного Писания, как вообще об обетах, так и в частности - о девстве, нестяжательности и послушании, восприемлемых по обету. Основание для обетов вообще, без определения их предмета, есть в наставлениях Ветхого Завета (Втор.23:21,22;Пс.75:12): положите обеты и воздадите Господеви Богу вашему, - говорит Псалмопевец. Предмет же обетов избирать предоставлялось произволу каждого. Так в Ветхом Завете давали обеты назореи.