О монашестве. Обеты девства, нестяжательности и послушания

Посему-то и Премудрый возвещает: горе единому, егда падет и не будет втораго воздвигнути его (Ек.4:10). Яко же град стенами разорен и не огражден, тако муж творяй что без совета; спасение же есть во мнозе совете (Притч.25:29).

Кроме того, истинный послушник, следуя наставлению своего отца, бывает свободен от всех недоразумений и сомнений, которые, встречаясь на пути духовного усовершенствования, колеблют дух самочинника, часто поставляют его в нерешительное состояние и бывают причиной безуспешности в делах. В точности во всем поступая по воле старца, послушник все делает с полной уверенностью в правильности своих поступков - в том, что, исполняя все дела по воле старца, исполняет по воле Божией, и, без сомнения, благоугождает тем Богу. Посредством частого открытия старцу своего внутреннего состояния, очищая совесть от грехов и получая ободрение духа [41], послушник всегда бывает свободен от печали, уныния, наслаждается спокойствием духа, тем более, что ни в чем не имея своей воли, не желая того, чтобы все было по его хотению, но во всем предаваясь воле Божией и воле старца, он ничем не смущается, чтобы ни случилось с ним, зная, что Бог по своей премудрости и благости все направляет к лучшему - к его вечному спасению (См. аввы Дорофея наставл. о самоотверж. Лист. 19-21; О том, что не должно располагать собой по собствен. разуму. Лист.41-43; Сл. о страхе буд. мучения, с.78; Как наставлять братию, лист 105 на об. в славян.изд.).

Истинный послушник, поступая по чистой совести, по словам св. Лествичника, не боится и самой смерти, ожидает ее как сна, или лучше, как жизни, будучи уверен, что при исходе из сей жизни потребуется отчет не от него, а от его наставника (Леств.4:50).

В отношении к ближним послушание, соединенные с ним услужливость друг другу и взаимное вспомоществование, по словам Василия Великого , служат основной причиной взаимного согласия и любви всех братии, всего внешнего благоустройства, и мирной, благополучной жизни (Кн.2. Сл. о суде Б. Лист.172 на об. и сл.2 о подвиг. иноч. Лист.257 в славян.изд.). Брат от брата помогаем, яко град тверд, - говорит Премудрый (Притч.18:19).

Вообще все три монашеские обета вместе, как средства к достижению вечного блаженства, можно представлять так: послушание пролагает прямой путь к Царству Небесному чрез места неудобопроходимые, хотя с великим трудом и чрезвычайными подвигами, уравнивает стезю, так что сей путь верно, безопасно и скоро приводит к цели; а нестяжательность и девство служат как бы крыльями, облегчая, ускоряя шествие подвижника к небу, - стремление к Богоподобному совершенству и вечному блаженству [42].

При помощи сих средств подвижник действительно может достигнуть той степени совершенства, которой достигшим изображается он в Старчестве (В Старч. сл.2 на постриж. монах.):

"Инок есть исполнитель Христовых заповедей, совершение христианства, бездна смирения, столп терпения, незабвенная память смерти, неоскудевающий источник слезного течения, сокровище чистоты, любитель смиренномудрия, ругатель тленного, попиратель и презритель всего красивого и прелестного в сем мире, добровольное умерщвление или добровольный мертвец, повседневный мученик, Богоприятная жертва, непрестанно горящий светильник духовной мудрости, созерцатель видимого и невидимого, скорошественная молния Богомыслия, сердце чистое на моление, жилище Пресвятой Троицы, позор ангелов и человеков (то, что представляется взору), страшилище бесов". Итак, очевидно, сколь важны монашеские обеты девства, нестяжательности и послушания, как средства к достижению высшего духовного совершенства; столь же важное имеют они и нравственное значение, как добродетели.

Важность девства, нестяжательности и послушания как добродетелей

Девство, нестяжательность и послушание, как добродетели, важны: и сами в себе - по высоте нравственного своего достоинства, и особенно по освящению их обетами; имеют высокую цену и в очах Божиих; и весьма важны в отношении к Церкви.

Важность девства, нестяжательности и послушания по высоте нравственного их достоинства

Св. отцы Церкви - светильники мира - всегда высоко ценили послушание, нестяжательность и девство. Так послушание, по словам аввы Памвы, равняется мученичеству (Достоп. сказ. о подв. св.отц. 3.С.227); по словам св. Афанасия Великого, послушание есть произвольное мученичество (Пролог.8 мая).

Ибо инок добровольно ради Господа умерщвляет свою волю, свою плоть со страстьми и похотьми, каждый день умирает по ветхому своему человеку в добровольных страданиях и скорбях среди искушений и борьбы с плотью и диаволом. Григорий Великий всецелое посвящение себя обетом Богу называет приятным Богу всесожжением, и, объясняя слова Самуила Пророка: послушание паче жертвы благи (1Цар.15:22), говорит: "Послушание лучше жертвы, приятнее Богу потому, что в жертвах закалается чужая плоть, а в послушании собственная своя воля" (Нот.20 in lezech. lib.35. Moral. in 1Reg.15,22).

По словам Антония Великого, от послушания поставляется в зависимости достоинство всех подвигов и добродетелей: "Духовные твои подвиги, - говорит он, - тогда будут иметь совершенство, когда приучишь себя к совершенному послушанию" (Духов.настав. Христ.Чт.1826г.Ч.21).

О важности послушания св. Феодор, епископ Едвеский, говорит: "Кто постом приводит в увядание цвет плотский и отсекает волю, тот носит язвы Христовы на мертвенной плоти своей" (77 Доброт.Ч.4).