«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Из этого следует вывод, что истинным художником может стать лишь тот, кто проводит чистую и высокую христианскую жизнь. Такой вывод подтверждается и мнением святых отцов. «Когда таланту усвоится Евангельский характер, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято».

Увы, мало в нашем мире художников, которые отвечали бы этим высоким требованиям. По словам святителя Игнатия, чаще всего бывает, что «люди, одаренные по природе талантом, не понимают, для чего им дан дар, и некому объяснить им это. Зло в природе, особенно в человеке, так замаскировано, что болезненное наслаждение им очаровывает юного художника, и он предается лжи, прикрытой личиной истинного, со всей горячностью сердца. Когда уже истощатся силы и души, и тела, тогда приходит разочарование, по большей части ощущаемое бессознательно и неопределенно. Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкой зло во всевозможном разнообразии. Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут».

Столь безотрадная картина имеет место потому, что большинство людей искусства не стяжали чистоты души, а значит, не могут ясно видеть Божественные смыслы в мире и в жизни. Добро в их произведениях всегда бывает перемешано со злом, красота — с безобразием и истина — с ложью. Свои страсти и грехи, все уродства своей души они неизбежно привносят в свои произведения и передают это другим людям — своим зрителям, слушателям и читателям. И в конечном итоге еще неизвестно, чего больше бывает от такого искусства — хорошего или плохого.

За данный талант человек должен благодарить Бога, давшего его, и должен помнить, что за использование таланта придется обязательно давать Богу ответ. Кому много дано, от того много и потребуется, говорит Христос. То есть чем больше талант и выше способности, тем больше спросится с их обладателя. Также следует всегда помнить о том, для чего нам даны Богом наши таланты и способности. По словам святых отцов, они даны нам для прославления Бога, для просвещения и научения людей добру и красоте, для утверждения их на пути истины и спасения. И за это с каждого наделенного талантом строго спросится на последнем Божием Суде. Что же ответят тогда те, кто использовал свой талант для всего противоположного — для умножения зла, греха и лжи, для погубления и развращения людей?

Поистине красота, как писал Достоевский, это страшная вещь, — там диавол борется с Богом, и поле их сражения — сердца людей. Чтобы нам не оказаться в этой борьбе на стороне диавола, требуется многое внимание и большая ответственность за свое творчество, требуется чистота души, которую дать может только жизнь по заповедям Христа. Ибо всякая красота, по словам святых отцов, должна быть непременно помазана Духом Божиим, а без этого помазания на ней неизбежно лежит печать тления. Помазание же Духом возможно только тогда, когда Этот Дух пребывает в самом художнике. Ведь Дух Святой, вселившись в человека, освящает не только его самого, но и всю его деятельность, в том числе и деятельность художественную. И потому именно вселения Духа прежде всего должны искать творческие люди, именно эту цель им всегда нужно иметь перед собой. Аминь.

О духовном росте

Все мы, православные христиане, призваны к духовному росту, к тому, чтобы восходить, по словам святых отцов, от силы в силу по лестнице духовного совершенства. Однако нам нужно помнить, что духовный рост совершается не быстро и не легко. Вот что говорит преподобный Макарий Великий: «Как зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ, и рождается, впрочем, несовершенного еще возраста человеком, но сперва многие годы растет и потом становится мужем; а также и семена ячменя или пшеницы не тотчас, как только брошены в землю, пускают корень, но когда пройдут холода и ветры, тогда уже в должное время дают от себя стебли; и кто садит грушу, не тотчас собирает с нее плод; так и в духовном, где столько мудрости и тонкости, постепенно возрастает человек и приходит в мужа совершенна, в меру возраста, а не как утверждают другие, будто бы сие то же, что совлечься и облечься».