«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Река времени несет нас в океан вечности, и мы неотвратимо приближаемся к исходу из этого мира. Как сказал один христианский писатель, мы движемся навстречу вечности со скоростью шестьдесят минут в час. Много это или мало? Является ли наша жизнь длинной или короткой?

С одной стороны, земная жизнь достаточна, чтобы человек проявил себя, сделал свой выбор и подготовил себя к вечности. Но в то же время, по сравнению с самой этой вечностью, земная жизнь ничтожно мала — как капля воды по сравнению с морем или как песчинка по сравнению с бесконечной пустыней.

Будем же дорожить временем нашей жизни, братия и сестры! Будем пользоваться им, по слову апостола, не как неразумные, но как мудрые. Ибо дни лукавы, и время нашего исхода нам неизвестно. Блажен человек, который живет так, что в любое время готов предстать перед Богом. Такому человеку Господь скажет: ты был верен Мне в малом — в земном времени, и потому Я даю тебе великое — вечную славу Моего Царства. Разве не стоит вечная слава Царства Христова того, чтобы употребить на его приобретение скоротечное земное время? Конечно, стоит. А раз так, то, пока еще есть у нас земное время, потрудимся, братия и сестры, над тем, чтобы это вечное Царство и вечную славу себе приобрести. Аминь.

Святая мученица Татьяна

Те, кто читал жития святых мучеников, знают, что часто они бывают похожими друг на друга, как бы составленными по одной и той же схеме. Происходит это потому, что в эпоху гонений огромное количество мучеников пострадало за Христа и собрать сведения о жизни каждого даже и их современникам было невозможно. Часто о том или ином мученике составители житий знали только то, что человек был христианином, что его арестовали, принуждали отречься от Христа, подвергали пыткам и приговорили к смертной казни. В этом судьба всех мучеников была сходной. Других же сведений, как правило, просто не существовало, а потому и жизнеописания большинства пострадавших за веру христиан выстраивались по этой одинаковой для всех схеме.

Кроме того, часто единственным источником, где можно было почерпнуть сведения о жизни и особенно о кончине того или иного мученика, были так называемые мученические акты, то есть записи римских правоохранительных органов, судивших и выносивших смертные приговоры христианам. Понятно, что эти акты были написаны сухим юридическим языком, написаны однотипно, по определенному шаблону и разнообразием не отличались. Следовательно, еще и по этой причине дошедшие до нас жития мучеников часто бывают очень похожими друг на друга.

Кстати, в истории Церкви есть и другой подобный пример, гораздо ближе к нам по времени. Это жития новомучеников и исповедников российских, пострадавших от безбожной власти в ХХ веке. Их жития составляются в наше время, и часто им присуща та же особенность: они похожи друг на друга и выстраиваются по одной и той же схеме. Сначала в них даются краткие сведения о жизни человека, потом говорится, что он был арестован, подвергался допросам, был приговорен к смертной казни, расстрелян, погребен в безвестной могиле. По такой схеме написаны жития очень многих новомучеников. Происходит это по тем же самым причинам: во-первых, у всех новомучеников была однотипная судьба репрессированных за веру, а во-вторых, источником для их жизнеописаний часто являются дела следственных органов, также всегда схожие и однотипные.

Житие святой мученицы Татьяны, память которой мы сегодня празднуем, также является типичным и похожим на жития многих других мучеников той эпохи. О жизни ее мы знаем немного. Известно только, что Татьяна жила в Риме в III веке и происходила из очень знатной семьи. Ее отец три раза занимал высокую должность консула. Он был тайным христианином и свою дочь воспитал в благочестии и страхе Божием. Татьяна с детства проводила чистую христианскую жизнь — в молитве, богомыслии, изучении Священного Писания. Достигнув совершеннолетия, она отказалась вступать в брак, желая сохранить чистоту и остаться невестой Христовой.