«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, Господь пришел в Иерусалимский храм, исполнив этим ветхозаветные пророчества. Посмотрим, однако, кто же встретил Его в храме? Евангелие упоминает имена только двух людей, встретивших Господа. Это Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Оба этих человека были великими праведниками, посвятившими всю жизнь служению Господу и ожиданию Мессии. О Симеоне сказано, что в нем обитал Дух Святой, а об Анне говорится, что она не отходила от храма, служа Богу постом и молитвой день и ночь. Отсюда хорошо видно, кому являет Себя Господь и кто может с Ним встретиться: только праведники, только люди высокой жизни способны к сретению с Господом.

Следует также обратить внимание на слова Симеона: «ибо видели очи мои спасение Твое». «Спасением Твоим», то есть спасением Божиим, в книгах Ветхого Завета часто называли грядущего Мессию. Вот, например, молитва царя Давида о просвещении всех народов земли: «Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое». Здесь под «спасением Твоим», по толкованию святых отцов, следует понимать Самого Христа. Поэтому слова Симеона ясно указывают на то, что принесенный Младенец и есть долгожданный Мессия.

Кроме того, на иврите имя Спасителя — Иисус происходит от слова «иешуа», что означает «спасение», а потому словосочетание «видели очи мои спасение Твое» звучит на иврите буквально как «видели очи мои Иисуса Твоего». Также и упомянутые слова Давида «дабы познали во всех народах спасение Твое» буквально звучат как «дабы познали во всех народах Иисуса Твоего». Таково толкование этих слов, таковы тайные смыслы Священного Писания…

Господь, придя в Иерусалимский храм, наполнил его Собой, Своим присутствием. Он как бы освятил его, утвердил и благословил храм как место встречи человека с Богом. Из истории мы знаем, что Соломонов храм доживал тогда свои последние годы. Пройдет совсем немного времени, и он будет до основания разрушен римским полководцем Титом. Но от него, как побеги от своего корня, вырастут и распространятся по всей земле храмы христианские, храмы Нового Завета, где люди смогут встречаться с Богом — через молитву, через Благодать, через Причастие Тела и Крови Христовых.

К такой встрече, к такому сретению с Господом и мы с вами призваны, дорогие братия и сестры. И пусть бы Господь управил нас в этом мире так, чтобы, прожив свою жизнь по-христиански и угодив Христу, в конце нашего пути мы могли бы вместе с праведным Симеоном сказать его слова, — слова странника, возвращающегося в свое небесное Отечество: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Аминь.

О необходимости возделывания души

Святые отцы учат нас, что Бога Творца можно познавать из Его творения. Это означает, что если внимательно смотреть на природу, на разные явления в нашем мире, вообще на жизнь вокруг нас, то можно узнать многие тайны, многие идеи и замыслы Творца о мире и о нас самих. Человек, имеющий мудрость, может из такого рассматривания извлекать пользу для своей души. Святитель Тихон Задонский говорит, что, как купец собирает из разных стран многие товары, так и христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли и таким образом свою душу созидать. Для иллюстрации этих слов святителя приведем пример.

Живя в городе, мы каждый день проходим мимо клумб и цветников. А задумывались ли мы о том, чему эти клумбы и цветники могут нас научить? Если нет, то давайте попробуем об этом подумать. Итак, когда мы смотрим на цветники, то прежде всего нужно вспомнить, что душа наша призвана быть похожей на них, призвана украсить себя для Бога цветами христианских добродетелей. Как цветники, хотя и бывают разные, однако все они красивые и радуют глаз, так и души у людей все очень разные, однако если они украшены добродетелями, то все прекрасны и все радуют Бога нашего. Поэтому, когда мы смотрим на клумбы, следует задать себе вопрос: а есть ли цветы добродетелей в нашей душе? Произрастают ли в ней смирение, христианская любовь, щедрость, мужество, великодушие, доброта? Или же, напротив, там растут вовсе не цветы, не добродетели, а крапива, колючки и бурьян, то есть страсти и грехи? Ведь душа может быть похожа не только на цветники и клумбы, но и на помойки, и на свалки, и на захламленные пустыри?