«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, первое, что они делают, — очищают место от хлама, камней, битого стекла и прочего мусора. Это понятно: на помойке никакие цветы вырастить не удастся. Точно так же никогда не удастся вырастить добродетели в душе, оскверненной грехом. «В лукавую душу не войдет премудрость, — говорит Писание, — и не будет обитать в теле, порабощенном греху». Чтобы душа могла рождать добродетели, нужно очистить ее от греховной скверны: от блуда и воровства, от гордости и злопамятства, от тщеславия, зависти, осуждения и тому подобного. Средством, данным нам для такого очищения, является покаяние. Покаяние есть основание христианской жизни, и без него даже начать эту жизнь невозможно. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — говорит Христос в Евангелии. Это означает, что для христианского строительства души непременно нужно покаяться и отстать от грехов.

Далее, после того как земля будет очищена, садовник ее перекапывает. Если землю не перекопать, то ничего посеять в нее будет невозможно. Точно так же невозможно ничего посеять и в очерствевшую от греховной жизни душу — сначала ее нужно размягчить. Обычную землю перекапывают и размягчают лопатой и мотыгой, а землю человеческой души — трудами церковной жизни: храмовыми службами, чтением правила, соблюдением постов, поклонами, послушанием, благодушным перенесением жизненных скорбей и прочими трудами по Богу.

Далее, в перекопанную землю садовники сеют семена или рассаду цветов. Подобно этому и в очищенную и подготовленную душу сеется семя Слова Божия, как говорит Евангелие: вот, вышел сеятель сеять… Каждое слово, каждая заповедь Божия есть таинственное небесное семя. Заповеди Христа «будьте милосерды», «любите друг друга», «не осуждайте» и прочие должны быть посеяны в человеческой душе, чтобы вырасти там и стать прекрасными цветами.

Святые отцы говорят, что каждая заповедь Бога — это тайна, которая открывается в свое время тем, кто понуждает себя эту заповедь исполнять. Возьмем, например, заповедь «любите друг друга». Она не то означает, чтобы мы искусственно старались ощутить в своем сердце эмоцию любви, ибо это невозможно, но она означает, что мы должны достигать любви. Как ее достигать? Нужно понуждать себя делать дела любви, тогда со временем и сама любовь, как прекрасный Божественный цветок, вырастет в сердце. Эта любовь и будет небесным плодом от семени заповеди «любите друг друга». Точно так же обстоит дело и с прочими заповедями Евангелия — они тоже должны прорасти и стать прекрасными цветами в человеческой душе.

Пойдем далее. Садовник, чтобы цветы правильно росли, обязательно должен за ними ухаживать, то есть поливать, удобрять и пропалывать. Если он этого делать не будет, цветы или засохнут, или их заглушат сорняки. Вот и душа человека непременно требует заботы и возделывания. Поливом для нее является молитва и Причастие Святых Христовых Таин, а удобрением — чтение святоотеческих писаний. Старец Паисий Афонский говорил, что писания святых отцов — это витамины для души, которые очень помогают ее духовному росту. Кроме того, душу нужно очищать от сорняков повседневных грехов, для чего нам дано самое сильное средство — таинство Исповеди.

Что еще нужно для роста цветов? Цветы нуждаются в охранении от многих опасностей, которые им угрожают: от вредителей, от холодов, от воров. Подобно этому и душа человека нуждается в мудром и многообразном хранении от всего, что ей угрожает и что для нее вредно.

И наконец, последнее условие, самое важное: чтобы цветы выросли и расцвели, требуется благоприятная погода: теплое лето, ясные солнечные дни, отсутствие заморозков и тому подобное. Если, например, долгое время будут стоять холода и лить дожди, то никаких цветов вырастить не удастся — все труды садовника пропадут даром. Так же бывает и с человеческой душой: чтобы выросло в ней что-то доброе, требуется помощь Бога и содействие Его Благодати. Если этого нет, то хотя бы мы и много подвизались, все наши труды пропадут даром. Об этом прямо говорит Христос: «Без Меня не можете делать ничего». Мы поливаем, удобряем, ухаживаем за цветами, но выращивает их только Сам Господь.