«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, вера, доверие Богу, жизнь по вере, предание себя на волю Божию — вот что делает человека угодным Богу, вот чего Господь ждет от нас. Живем ли мы по вере — этот вопрос мы всегда должны себе задавать. Доверяем ли мы Богу, на Него ли мы уповаем и надеемся, или больше мы надеемся на самих себя, на друзей, на деньги, на связи и тому подобное? И если мы добросовестно попытаемся в этом разобраться, то увидим, что далеко нам до жизни по вере, до полного доверия Богу. «Не заботьтесь о завтрашнем дне», — говорит Господь в Евангелии. Кто из нас соблюдает эту заповедь? Практически никто. «Будьте, как дети», — еще одна данная нам заповедь. Что значит — быть, как дети? Не следует питать иллюзий: дети — совсем не ангелы, все мы знаем, что они подчас бывают и вредными, и капризными, и упрямыми, и жестокими. Однако в одном дети являются для нас безусловным примером: они полностью доверяют своим родителям. Вот, например, папа собирается везти маленького сына на дачу. Ведь не будет же сын запасаться продуктами, консервами или думать о том, как они доедут, где взять дрова, чтобы протопиться, и тому подобное. Сын полностью доверяет отцу и знает, что тот непременно все устроит и обо всем позаботится.

Вот и мы должны подражать детям — доверять, подобно им, Небесному Отцу и жить по вере. Но этому нужно учиться, так просто и само собой это не получится. Живая вера и доверие Богу, как и любая христианская добродетель, есть дар Божий, и он дается тем, кто старается и прилагает усилия, чтобы так жить, дается по мере духовного роста христианина. И чем больше человек учится этому, чем больше предает себя на волю Божию, тем больше приближается к нему всемогущий Божий Промысл, оберегающий, заботящийся и хранящий его на всех путях и во всех обстоятельствах.

Так жить учат нас святые, которые сами полностью предавали себя на волю Божию. И не только во времена благополучия, но и в скорбях, и в напастях. Блаженная Матрона говорила приходящим к ней людям, чтобы в испытаниях, даже и тяжких, они не унывали, но совершенно предавались бы на волю Божию, подобно младенцу, которого мать везет куда-нибудь на саночках, а он совершенно не заботится о том, куда и зачем его везут, потому что полностью доверяет матери.

Вот так и каждого из нас Господь, наш Небесный Отец, ведет в этой жизни путями Своего Промысла, ведет, куда и как Он Сам хочет. А мы, подобно малому ребенку, должны доверять Ему. Ибо, если, по слову преподобного Силуана Афонского, Господь нас создал, если Он страдал за нас на Кресте, если любит нас больше, чем мы сами можем себя любить, — то о чем нам беспокоиться?

Апостол Павел говорит: «Испытывайте себя, в вере ли вы». Всем нам нужно, братия и сестры, учиться этой Евангельской жизни по вере, учиться доверять Богу и предавать себя в Его волю, благую и совершенную, чтобы по праву нам именоваться и быть детьми Божиими — ведь дети всегда и во всем доверяют своим родителям. Аминь.

Неделя о блудном сыне

В Евангелии повествуется, что за Христом во время Его земной жизни ходили большие толпы людей и среди них было много мытарей и грешников. За это Христа постоянно укоряли считавшие себя праведниками фарисеи: Он общается с явными грешниками и даже ест с ними! — говорили они. На эти обвинения Христос отвечает им в Евангелии несколькими притчами, одна из которых — притча о блудном сыне. В ней Спаситель показывает, как Бог относится к грешникам и как должны к ним относиться христиане. Напомним коротко содержание притчи.

У одного человека было два сына. Старший был добропорядочный, служил отцу и всегда его слушал, а младший оказался строптивым и непокорным. И вот однажды, пользуясь добротой отца, младший сын стал требовать у него свою долю наследства. По тем временам такое поведение было неслыханной дерзостью. Это было все равно, что тяжко оскорбить отца или даже вообще отказаться от него, показать ему, что он для сына чужой. Ведь на Востоке отец считался господином своих детей, и они должны были быть ему покорны. Непокорных детей отец, если бы захотел, вообще мог казнить или просто с позором выгнать из дома. Однако в нашем случае вместо этого отец проявляет необыкновенную доброту и кротость: он отдает сыну его часть имения. Такое поведение свидетельствует, что человек этот действительно был очень добрый.