«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Братия и сестры, из всего сказанного видно, что святому Алексию и мы можем подражать. Подражание нужно начинать с того, чтобы стараться жить как можно более высокой и чистой христианской жизнью, чтобы как можно более точно исполнять заповеди Евангелия, чтобы читать творения святых отцов и стараться научиться у них великой науке духовной жизни. Итак, если мы приложим усилия и потрудимся над этим, то и в наши души вселится Благодать от Бога, Которая и нас сделает способными к подражанию жизни, и делам, и подвигам святых. Аминь.

О покаянии. Преподобная Мария Египетская

Христос, Сын Божий, выйдя на проповедь, начинает ее со слова о покаянии: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Отсюда видно, что все, желающие войти в Царствие Небесное, непременно должны покаяться — без покаяния никто туда не войдет. Заповедь о покаянии исполнили в своей жизни святые, которые оставили многие свидетельства о ее силе и важности. «Не думайте о покаянии легко, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — покаяние есть душа всех подвигов, это общее делание, которое должно одушевлять все прочие делания. Одни пребывающие в истинном покаянии достигли истиннаго преуспеяния… Милосердый Господь уготовал нам дивное, небесное, вечное Царство, указал дверь, которою мы можем войти в спасительную пажить Духа и Истины, дверь покаяния. Если пренебрежем покаянием, — без всякого сомнения, останемся вне. Добрые дела естественные, по чувствам, никак не могут заменить собою покаяния...»

Человек есть существо глубоко падшее и поврежденное. Все мы от природы наследуем генетическую болезнь Адамова греха. «Лукаво сердце человеческое более всего, — читаем мы в книге пророка Иеремии, — и крайне испорчено; кто узнает его?» Преподобный Макарий Египетский говорит, что со времени падения Адама грех, как некая бездна горечи, овладел душой каждого человека, заполнил ее до глубочайших ее тайников. Те, кто утверждает, что в человеке нет греха, подобны людям, которые во время наводнения тонут во множестве вод и не признаются в этом. Адамов первородный грех — это как бы глыба, висящая на шее каждого из нас, и к этой глыбе, к этой тяжести мы добавляем еще и бесчисленные личные грехи, которых у нас столько, сколько песка на морском берегу.

Таким образом, все без исключения люди для своего спасения нуждаются в покаянии. Господь в Евангелии говорит, что Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Любой, даже как будто бы небольшой грех не есть какая-то маловажная и незначительная вещь, не оказывающая на человека особого влияния. Напротив, каждый грех есть смертельный яд, убивающий душу и отдающий ее во власть диавола. И от этих смертоносных ядов, изготовленных в лабораториях ада, существует лишь одно противоядие — покаяние.

Покаяние есть тайна бесконечной любви Божией. Если бы Бог не дал нам покаяния, то ни один человек не спасся бы, но все без исключения погибли бы в аду. Ибо в духовном мире существуют свои законы, в соответствии с которыми человек, сделавший грех, должен быть наказан — и в этой временной жизни, и в вечности. Ведь и в физическом мире есть свои законы: например, если человек выпрыгнет из самолета без парашюта, то он непременно должен разбиться. Или государственные юридические законы: если человек нарушил такую-то статью Уголовного кодекса, он должен быть посажен в тюрьму на определенный срок, а иногда даже и пожизненно.

Подобным образом действуют и духовные законы. В книге Апокалипсис сказано: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». Это значит, что существует некоторый духовный закон, согласно которому тот, кто убивает, должен сам быть убит. Исполнение этого закона мы можем наблюдать в жизни. Так, разбойники и бандиты, убивающие людей, редко умирают своей смертью, но почти всегда погибают насильственно. Или еще пример: после революции 1917 года в России пролились целые реки крови, однако палачи и убийцы, пролившие ее, почти все были сами расстреляны в 1937—1938 годах. Здесь, говоря словами старца Паисия Святогорца, сработал духовный закон — тот самый, о котором говорится не только в Апокалипсисе, но и в других книгах Священного Писания: поднявший меч от меча погибнет.

И эти законы срабатывают не только на земле. Смертоносная сила греха направлена прежде всего в вечность — чтобы там отлучить человеческую душу от Бога и поразить ее вечной смертью. Человек, сделавший грех, по духовному закону подпадает под власть диавола и потому должен находиться там же, где и диавол, то есть в аду.