«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но еще и здесь, в земной жизни, человеку можно принимать в себя нетварный свет. Вместилищем его были все святые и праведники. Этим светом сияло лицо Моисея на Синае, этим светом сияло лицо преподобного Серафима при беседе с Мотовиловым. И у других святых по временам этот свет становился видимым для людей. Почему и изображаются они на иконах с нимбами вокруг головы.

Каким путем шли святые, таким и мы должны идти — путем стяжания Благодати, чтобы и нам через соблюдение заповедей, через очищение от грехов и страстей стать причастниками Фаворского сияния, света Будущего века; чтобы и мы вместе с Господом, апостолами и всеми святыми просветились как солнце в грядущем Царстве Христа. Аминь.

О том, чтобы прощать обидчиков. Притча о немилосердном заимодавце

Священное Писание учит нас примиряться с ближними, прощать и не помнить зла. Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить, говорит Христос. Это означает, что как мы в своей жизни относимся к людям, так и к нам отнесутся на Страшном Суде. Если мы прощаем людям грехи против нас, то и наши грехи простят. Если же мы не прощаем грехи других, то и нам их не простят. Эта Евангельская истина ярко выражена в притче о немилосердном заимодавце.

Содержание притчи следующее: один царь потребовал, чтобы его приближенные рассчитались с ним по своим долгам. При расчете выяснилось, что некто из них был должен царю колоссальную сумму денег: десять тысяч талантов. Талант — это древняя мера веса, равная приблизительно тридцати четырем килограммам. Как денежная мера талант мог измеряться в золоте или серебре. Если речь идет о золотых талантах, то указанная сумма в пересчете на современные деньги составляет около ста миллиардов рублей. Человек тот, конечно, не мог выплатить такую сумму, и согласно государственным законам подлежал продаже в рабство вместе со своей семьей. Но он стал упрашивать царя, и тот, сжалившись, простил ему весь громадный долг.

Однако посмотрим, что происходит далее. Выйдя от царя, прощенный должник встречает знакомого, который был должен ему сто динариев — сумму бесконечно меньшую, чем его собственный долг. И вот получивший прощение десяти тысяч талантов начинает требовать от должника, чтобы тот вернул ему сто динариев. Должник просит подождать, но он не захотел ждать и посадил его в долговую тюрьму. Товарищи посаженного пришли и рассказали о случившемся царю. Когда царь это услышал, то так разгневался, что изменил свое решение и повелел заключить своего должника в тюрьму — пока не выплатит ему все десять тысяч талантов. Таким образом, царь поступил со своим должником точно так же, как тот поступил со своим.

Эту притчу, братия и сестры, мы должны применить к себе. Смысл ее простой: каждый из нас по своим грехам является бесконечным должником перед Богом. Рассчитаться за греховный долг самостоятельно у нас нет никакой возможности. Есть только один выход — получить прощение у Бога. Но здесь действует такой закон: Бог прощает только в том случае, если и мы прощаем своих должников. Поэтому если мы хотим получить прощение десяти тысяч талантов, то и сами должны простить те сто динариев, которые нам должны наши обидчики, досадители и оскорбители. Такой смысл имеет эта притча.

Кто-нибудь, однако, может задать вопрос: а почему наша задолженность перед Богом так велика — десять тысяч талантов, неужели наших грехов настолько много? Ведь мы, кажется, никого не убивали, не грабили, откуда же у нас такой огромный долг? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего нужно вспомнить о том, что сделал и что претерпел Христос ради нас и нашего спасения. Царь Небесный, на Которого Ангелы не могут смотреть, пришел в мир, стал человеком и жил среди людей — грешников и злодеев. Он не имел никакой нужды приходить на землю и сделал это только по любви к нам. Вместо благодарности за эту любовь Он претерпел от людей гонения, оскорбления, неправедный суд и крестную казнь. Ради нас Он отдал всего Себя, всего Себя принес в жертву. Казалось бы, после этого Он может ожидать от Своих последователей, от христиан, того же самого — полной отдачи себя. Но увы, большинство из нас не хотят отдавать себя Христу. Только святые Ему полностью себя отдали. Мы же, напротив, большую часть нашего времени, наших сил и способностей отдаем или страстям и удовольствиям, или земным заботам и попечениям.